Зачем нужен SMART-стандарт?

Журнал «Стандарты и качество» № 11 (1037) 2023 г.
WHY DO YOU NEED A SMART STANDARD?
The authors talk about the benefits that SMART-format documents will bring to various economic entities of the Russian Federation within the framework of digital transformation.
Эксперты Консорциума «Кодекс» и Информационной сети «Техэксперт» рассказывают о пользе, которую документы в SMART-формате принесут разным субъектам экономики, и объясняют, почему будущим пользователям самим следует задуматься о конкретных моделях использования SMART-стандартов — и как можно скорее.
23 октября 2023 года Росстандарт утвердил долгожданный пред­варительный национальный стандарт (ПНСТ) «Умные (SMART) стандарты. Общие положения» — первый нормативный до­кумент, фиксирующий концептуальную основу национальной SMART-стандартизации. Документ вступит в силу 1 февраля 2024 года, и начнется период его трёхлетней апробации. Эксперты Консорциума «Кодекс», работавшие над документом в рамках ПТК 711 «Умные (SMART) стандарты», советуют и разработчикам, и потребителям стандартов подключаться к его тестированию как можно скорее — по двум причинам.
Во-первых, трёхлетний период действия ПНСТ рассчитан как раз на тестирование и получение активной обратной связи от пользователей стандарта, которая в дальнейшем послужит для его актуализации.
Во-вторых, сама концепция SMART-стандартов — как на национальном, так и на международном уровне — появилась в ответ на чаяния бизнес-сообщества. Руководитель Росстандарта Антон Шалаев ещё в 2021 году на конференции «Машиночитаемые стандарты» озвучил, что именно предприятия, и в первую очередь промышленные, просят о выпуске национальных документов по стандартизации в современных цифровых форматах, которые бы не тормозили, а напротив, подталкивали цифровую трансформацию экономики. Вскоре после конференции был сформирован ПТК 711 — и вот спустя два года плодотворной работы и напряжённых дискуссий готов первый документ, которым официально можно пользоваться при разработке SMART-стандартов, а также инструментов их создания и применения.
Эксперты Консорциума «Кодекс» много раз рассказывали о разных аспектах SMART-стандартизации: предпосылках появления концепции SMART-стандартов и международном опыте, особенностях российской SMART-стандартизации, её нормативной и методологической базе, которая создаётся в рамках ПТК 711, и  конкретных технологических решениях, уже функционирующих на платформе «Техэксперт». Многим участникам рынка прозвучавших аргументов и собственного опыта цифровой стандартизации достаточно: получив введённый в действие ПНСТ, они сразу начнут его применять. Другие по-прежнему не уверены, зачем конкретно их предприятию SMART-стандарты, как они помогут цифровизировать бизнес-процессы и какую принесут осязаемую пользу.
В нынешней статье авторы попробуют на примерах объяснить, зачем SMART-стандарт нужен отдельному предприятию, двум контрагентам, всей цепочке добавленной стоимости и цифровой экономике в целом.

Цифровая непрерывность

Для того чтобы разобраться, чем SMART-стандарт поможет отдельному цифровому предприятию, сначала взглянем на знакомую всем схему технологического развития производства, от Первой промышленной революции к Четвёртой (рис. 1).
Рис. 1. Поступательное развитие производственных технологий (сверху — промышленные революции, снизу — технологическое уклады по циклам Кондратьева)
Рис. 1. Поступательное развитие производственных технологий (сверху — промышленные революции, снизу — технологическое уклады по циклам Кондратьева)
Председатель ТК-МТК-22, а также Межотраслевого совета по стандартизации в сфере информационных технологий (МСовИТ) при Комитете РСПП по промышленной политике и техническому регулированию Сергей Головин неоднократно в своих выступлениях на отраслевых мероприятиях подчёркивал парадоксальность концепции Четвёртой промышленной революции (или Индустрии 4.0). Сами по себе выделенные разработчиками концепции Индустрии 4.0 технологии не являются новыми, а их развитие и распространение радикально на производительность не влияют. Цифровизация сильно продвинула вперёд налоговую, финансовую и банковскую сферы, торговлю и государственные услуги, но промышленность, призванная быть драйвером экономики, остаётся довольно консервативной по всему миру. Редкие исключения (небольшие демонстрационные «безлюдные» производства амбассадоров Индустрии 4.0 — немецких автомобильных гигантов) только подчёркивают это правило, поскольку всерьёз не масштабируются.
Что же мешает Четвёртой промышленной революции, в российских нормативных документах обозначенной как «цифровая трансформация», воплотиться в жизнь? Немецкие разработчики концепции Индустрии 4.0 выделили шесть её «болевых точек» и создали по ним рабочие группы. Речь идёт об эталонных архитектурах и стандартах, сценариях технологий и приложений, безопасности сетевых систем, правовых рамках, обучении и повышении квалификации, цифровых бизнес-моделях. С. Головин отмечает, что и для российских реалий работа по этим направлениям совершенно необходима.
Наличие подобных проблем приводит к тому, что цифровизация бизнес-процессов в промышленности остаётся частичной. В то же время полноценная цифровая трансформация экономики подразумевает не точечное внедрение «технологий Индустрии 4.0» в работу предприятия, но создание на их основе полноценной и бесшовной цифровой среды, охватывающей все бизнес-процессы предприятия, помогающей оптимизировать их с помощью современных инструментов и сводящей к минимуму все «аналоговые» взаимодействия. Бесшовность интеграции, цифровая непрерывность передачи данных (digital data continuity) являются чрезвычайно важными факторами: согласно исследованиям агентства Tech-Clarity, именно цифровая непрерывность передачи данных помогает участникам рынка сокращать сроки разработки, снижать количество ошибок, повышать исполнительскую дисциплину и в конечном счёте быстрее выводить на рынок более качественные продукты.
Для того чтобы необходимые данные непрерывно передавались с одного этапа жизненного цикла продукции на другой по цифровым каналам, они должны быть изначально переведены в цифровую форму. А поскольку большая часть данных о продуктах, бизнес-процессах и их участниках зафиксирована в документах — нормативно-правовых актах, внешних стандартах и стандартах организации, технических заданиях, технических условиях и т. д., — логично перевести на машинный язык именно содержащиеся в документах требования и разработать механизмы передачи этих требований по всей цепочке добавленной стоимости. И ответом на такую потребность без преувеличения всей цифровой экономики становятся SMART-стандарты.

Зачем SMART-стандарт отдельному предприятию, отрасли и всей экономике в целом?

SMART-стандарт играет огромную роль в жизни «умного» цифрового предприятия. Если обычный стандарт — это фундамент бизнес-процессов, то SMART-стандарт помимо фундамента закладывает и полноценную систему снабжения предприятия нормативной информацией. С помощью SMART-стандартов и обрабатывающей их SMART-системы можно доставить необходимые нормативные требования напрямую исполнителю — без временных потерь и ошибок при переносе. Причём разные типы данных, содержащихся в SMART-стандарте, будут предназначаться для разных исполнителей и помогать в решении разных задач (рис. 2).
Рис. 2. Роль SMART-стандартов в рамках отдельного предприятия
Рис. 2. Роль SMART-стандартов в рамках отдельного предприятия
Согласно ПНСТ «Умные (SMART) стандарты. Общие положения», содержимое SMART-стандарта делится на три типа — машиночитаемое, машиноинтерпретируемое и машинопонимаемое. Первый тип данных предназначен для воспроизведения документа в человековоспринимаемой форме — с его помощью специалист может ознакомиться с текстом документа и проанализировать его самостоятельно. Для облегчения этой работы существует второй тип содержимого — машиноинтерпретируемое. Оно позволяет создавать человекоориентированные аналитические сервисы, в частности, выделять из документа отдельные требования. Применяет требования в таком случае по-прежнему человек, но SMART-стандарты и созданные на их базе SMART-сервисы позволяют сэкономить много ресурсов на поиске, анализе и подборе этих требований под конкретную задачу, а также снизить количество ошибок при передаче информации и адресно доставить те или иные требования к рабочему месту специалиста. Эти же человекочитаемые требования и другие SMART-данные можно экспортировать во внешнее прикладное программное обеспечение и автоматизировать проверку их актуальности.
В свою очередь машинопонимаемое содержимое SMART-стандарта позволит передавать в другие информационные системы и напрямую на оборудование машинопонимаемые данные, а также создавать машиноориентированные SMART-сервисы. Например, если машиноинтерпретируемое содержимое позволяет лишь точечно отслеживать изменение тех или иных нормативных требований прямо изнутри CAD-системы (что само по себе уже большой шаг вперёд), то машинопонимаемое позволит автоматизированно применять те или иные нормативные изменения к текущему проекту.
Однако для качественного скачка в производительности экономики мало цифровизировать отдельные предприятия — нужно, чтобы они и взаимодействовали друг с другом в цифровой среде. И здесь тоже на помощь приходят SMART-стандарты. Стандартизированные документы в SMART-формате — мощный инструмент кооперации, который позволяет разным организациям обмениваться более полными данными, в том числе без участия человека, только на уровне информационных систем (рис. 3).
Рис. 3. Роль SMART-стандартов в кооперации двух производственных предприятий
Рис. 3. Роль SMART-стандартов в кооперации двух производственных предприятий
Представленная на рис. 3 схема является примером взаимодействия двух высокоцифровизированных производственных предприятий с высокой степенью взаимной интеграции, но подобные примеры можно придумать для любых двух контрагентов. Речь может идти не только об обмене информацией между двумя производителями, но и о сертификации, аккредитации, экспертизе проектной документации и любых других видах взаимодействия. Приведём пример: по действующему законодательству все объекты капитального строительства, возводимые с привлечением бюджетных средств, уже сейчас должны проходить государственную экспертизу с обязательным предоставлением информационной модели объекта, размеченной кодами классификатора строительной информации (КСИ). Пока что процесс проверки такой модели крайне трудоёмок, хотя органы государственный экспертизы постоянно пытаются его усовершенствовать и автоматизировать. SMART-стандарты и построенные на их основе «умные» сервисы в перспективе позволят облегчить автоматизацию таких проверок — как предприятию-разработчику, так и органу государственной экспертизы. Скорость прохождения проекта по стадиям жизненного цикла таким образом ускорится в разы.
Ещё один пример — это обмен данными, необходимыми для проведения закупок товаров, материалов и услуг. Один из самых перспективных промышленных классификаторов в мире — европейский ECLASS — начинался именно как инструмент автоматизации закупок, а также унификации данных для разных частей больших холдингов. Обмен документами в машинопонимаемом формате с единообразно закодированными свойствами товаров поможет осуществлять закупки, с одной стороны, быстрее, а с другой — эффективнее, сокращая стадию «проб и ошибок», что особенно важно в условиях импортозамещения.
Рис. 4. Роль SMART-стандартов в построении цифровой экономики
Рис. 4. Роль SMART-стандартов в построении цифровой экономики
Только так, шаг за шагом переводя все взаимодействия в цифровую среду — на уровне сначала отдельного предприятия, потом двух контрагентов, потом всей цепочки добавленной стоимости, — получится построить высокоэффективную цифровую экономику (рис. 4.). SMART-стандарты могут стать ключевым фактором такой цифровизации, но для этого необходимо выполнение ряда условий. И первое из таких условий — активное участие бизнес-сообщества в разработке и распространении SMART-стандартов.

Предназначение SMART-стандартов

Важно отметить, что SMART-стандарт — это не хранилище «умного» контента, который волшебным образом цифровизирует все бизнес-процессы нажатием на одну кнопку. Безусловно, к SMART-стандарту — как контейнеру данных — можно приложить какие-то готовые решения в виде программного кода, баз данных и т. д., но его главное назначение не в этом.
Рис. 5. Предназначение SMART-стандартов — в реализации на их основе «умных» сервисов
Рис. 5. Предназначение SMART-стандартов — в реализации на их основе «умных» сервисов
Назначение SMART-стандартов — быть не просто контентом, но базой для создания «умных» человеко- и машиноориентированных сервисов, которые можно реализовать только в рамках специализированных информационных систем, использующих SMART-стандарты (рис. 5). В случае успешной апробации первого ПНСТ на SMART-стандарты нас, будем надеяться, ожидает настоящий бум что SMART-стандартизации, что развития SMART-систем и SMART-сервисов. Однако для того, чтобы это принесло существенную пользу экономике и привело к повышению производительности, бизнесу следует принимать в разработке SMART-стандартов и SMART-сервисов активное участие.
Подразумевается, что ПТК 711 «Умные (SMART) стандарты» задаст нормативную и методологическую рамку для создания и применения SMART-стандартов, но не будет разрабатывать SMART-стандарты для всех отраслей экономики. К разработке SMART-стандартов должны активно подключаться отраслевые технические комитеты — входящим в них организациям виднее, каким именно машиноинтерпретируемым и машинопонимаемым контентом нужно насыщать SMART-стандарты, чтобы реализовать нужные для пользователей документа SMART-сервисы.
Заинтересованным в развитии отрасли предприятиям следует, во-первых, активно участвовать в работе собственных технических комитетов и активно продвигать разработку новых стандартов именно в SMART-формате, а во-вторых, разрабатывать внутренние SMART-стандарты организации — поскольку, очевидно, ни один, даже самый подробный и проработанный национальный стандарт не может закрыть все потребности конкретного представителя отрасли в цифровых нормативных данных. Зато такой национальный стандарт может стать качественной базой для создания на его основе стандарта организации, необходимого для поддержки конкретных бизнес-процессов.
И для работы технических комитетов, и для стандартизации в рамках отдельного предприятия или группы компаний уже созданы и постоянно развиваются конкретные программные решения на цифровой платформе «Техэксперт». Специалисты Консорциума «Кодекс» не только более 30 лет выпускают профессиональные справочные системы для разных отраслей экономики и развёртывают на ведущих промышленных предприятиях России уникальные системы управления нормативной и технической документацией. Среди проектов, реализованных разработчиками цифровой платформы «Техэксперт», есть и предназначенные для работы технический комитетов — в частности, совместно с ТК-МТК-22 был запущен пилотный проект «Интегрированная платформа стандартизации». Платформа предназначена в том числе для средне- и долгосрочного планирования разработки стандартов и заточена под анализ уже существующей базы стандартов, как отечественных, так и зарубежных.
Но те сервисы, которые актуальны для одного технического комитета или отдельного предприятия, могут быть совершенно не востребованы другим. Задача специалистов каждого предприятия, стремящегося к цифровизации, — самостоятельно или с помощью сторонних организаций найти ответ на вопрос, зачем им нужны SMART-стандарты. Какие сервисы необходимы предприятию для применения нормативных и технических документов в основных и вспомогательных бизнес-процессах — и какие данные нужно заложить в SMART-стандарты, чтобы реализация этих сервисов стала возможной? Чем скорее и деятельнее руководители каждого предприятия поставят перед собой эти вопросы, найдут ответы и изыщут ресурсы для закрытия собственных потребностей, тем быстрее и эффективнее пройдёт цифровая трансформация всей российской экономики.
Узнать больше о концепции SMART-стандартов и возможностях цифровой платформы «Техэксперт» можно по электронной почте spp@kodeks.ru или телефону 8-800-505-78-25.
Ольга Денисова, заместитель председателя ПТК 711 «Умные (SMART) стандарты»,
директор Центра зарубежных и международных стандартов, Консорциум «Кодекс»
Светлана Дмитриева, директор по SMART-технологиям, Консорциум «Кодекс»
Olga A. DENISOVA — Deputy Chairman of PTС 711 «Smart Stardards»,
Director of the Center for Foreign and International Standards, Kodeks Consortium;
Svetlana Yu. DMITRIEVA — Director for SMART Technologies, Kodeks Consortium
Ключевые слова: стандартизация, SMART-стандарт, предварительный национальный стандарт, цифровая экономика, Индустрия 4.0, Консорциум «Кодекс», цифровая платформа «Техэксперт».
Keywords: standardization, SMART standard, preliminary national standard, digital economy, Industry 4.0, Kodeks Consortium, Techexpert digital platform.