Рады видеть вас на новом сайте Техэксперт! Оцените новый сайт:
Отправить
07.11.2018

Поставщики сжиженного газа предложили ужесточить требования к АГЗС

     Союз предприятий топливно-энергетического комплекса выступил за лицензирование деятельности автомобильных газозаправочных станций. Также предлагается присвоить АГЗС III класс опасности. Специалисты говорят, что такие меры позволят привнести в отрасль хоть какой-то контроль, но если предложения будут приняты, то значительная часть АГЗС может уйти с рынка.

     Гиганты просят повышения

     За ужесточение требований к АГЗС выступили участники "Газового клуба". Данная структура объединяет крупных поставщиков газа со всей страны. В основном, это организации, созданные на базе региональных поставщиков газа, которые еще в годы СССР осуществляли продажу газа в баллонах и занимались обслуживанием газового оборудования. Сейчас компании в разной степени аффилированы к региональным государственным структурам.

     Генеральный директор АО "Ленгаз-Эксплуатация" Олег Степанов говорит, что когда в Петербурге происходят взрывы газа, проверяющие по старой памяти идут к ним, даже если очевидно, что взорвавшийся баллон был заправлен в другом месте. Эти места сотрудники компании хорошо знают. Более того, в компании говорят, что многие АГЗС Петербурга не соблюдают требования об охранно-защитных зонах, они располагаются вблизи торговых объектов, у автомобильных колец, хотя по действующему законодательству расстояние должно быть не менее 50 метров. Пафос Степанова разделяют и компании с государственным участием в других регионах. Андрей Бандалетов, генеральный директор ООО "ЛОГазинвест", говорит, что компания несколько раз обращалась в полицию с сообщениями о нарушениях в АГЗС в Ленинградской области. Но ни одного уголовного дела так и не было возбуждено.

     В самих компаниях утверждают, что дело не в конкуренции, хотя на АГЗС за счет снижения издержек газ нередко стоит дешевле. Желание ужесточить требования для заправочных станций участники рынка объясняют необходимостью повысить безопасность в данном сегменте. Примеры, когда на деятельность АГЗС обращают внимание, есть. Но они трагические. Так, в Омской области по решению местных властей после серии взрывов газовых баллонов закрыли все АГЗС. Самое резонансное ЧП унесло жизни пятерых детей.

     Без барьеров

     Главная претензия к АГЗС - заправка бытовых газовых баллонов. С начала года в Петербурге произошло 18 взрывов газа, и причиной их становились именно баллоны.
     
     На АГЗС по действующему законодательству можно заправлять только автомобильные баллоны. Дело в устройстве самих емкостей. На машинах они оснащаются клапанами-отсекателями, и как только при заправке баллон заполняется на 85 процентов от фактического объема, подача автоматически прекращается. На бытовых газовых баллонах такого отсекателя нет, а если в емкость перелить газа, то это может привести к взрыву. Поэтому баллоны можно заправлять только на газонаполнительных пунктах (ГНП), где установлено оборудование, контролирующее норму заправки баллона. В Петербурге таких пунктов всего четыре. Теоретически основными потребителями газа в баллонах должны быть дачники, но практика показывает, что активнее всего ими пользуются конторы по установке натяжных потолков.

     По оценкам Руслана Измайлова, руководителя петербургской ассоциации монтажников натяжных потолков, ежемесячно в Петербурге натяжные потолки устанавливаются на площади около 400 тысяч квадратных метров, каждый день в Северной столице происходит порядка 300 монтажей. Сто бригад с сотней баллонов ежедневно обходят городские квартиры. Руслан Измайлов говорит, что монтажные бригады на ГНП заезжают нечасто, все ищут возможность заправить баллон как можно ближе к дому или адресу монтажа, поэтому выбирают АГЗС. На станциях баллон почти не проверяют, на таких объектах даже нет оборудования, которое позволяло бы установить, сколько газа осталось в баллоне, который привезли на заправку.

     Сами АГЗС официально относятся к IV классу опасности, то есть, считаются объектами с низкой вероятностью аварий. Сейчас в Петербурге работает порядка сотни АГЗС. Многие из них спрятаны в промзонах, за шиномонтажными мастерскими и автосервисами. О том, что там можно заправиться газом, знают лишь постоянные клиенты.

     Входной порог в бизнес здесь невелик. Готовые АГЗС в Петербурге продаются за 2,5-3 миллиона рублей, для сравнения, заправочные станции с жидким топливом выставляются на продажу за 15-40 миллионов рублей. АЗС должна быть капитальным объектом с подземными резервуарами, на АГЗС газ продают из цистерны. Кроме того, к АЗС установлены жесткие требования безопасности и их соблюдение контролируется.

     За АГЗС тоже раньше следили, эти станции относились к третьему классу опасности и Ростехнадзор был обязан проверять их в плановом порядке раз в три года. Но в феврале прошлого года были внесены изменения в федеральное законодательство, которые присвоили этим объектам IV класс, а значит, проверки стали необязательными. Предполагалось, что контроль будет осуществляться силами саморегулируемых организаций. Но эксперты говорят, что внутреннего контроля в этой сфере так и не появилось.

     Будет дороже

     Так как баллоны на АГЗС заправлять и так нельзя, то инициатива по лицензированию деятельности таких объектов по законопослушным дачникам и фирмам, которые монтируют потолки с соблюдением техники безопасности, не ударит. Зато автомобилистов, чьи машины работают на газе, предлагаемые "Газовым клубом" поправки могут задеть серьезно.

    - Любое ужесточение требований к какому-либо объекту приводит к увеличению стоимости реализуемой продукции - в данном случае газа. Так что в случае принятия нового порядка лицензирования деятельности АГЗС, цена топлива ожидаемо вырастет. Насколько серьезно - покажет время. За последний год цена газа увеличилась на 10 рублей, по темпу роста практически догнав бензин, - говорит операционный директор компании грузоперевозок Илья Берсон.

     По оценкам топ-менеджера, нововведения могут спровоцировать изменение структуры рынка, поскольку сейчас владельцы мощных автомобилей из экономии все чаще переходят на газ. Соответственно, если разница в цене бензина и газа перестанет быть существенной, то смысл в установке газобаллонного оборудования потеряется и владельцы профильного бизнеса окажутся в проигрыше.

     Изменения предлагаются не только в деятельности АГЗС. В частности, поставщики газа подготовили обращение в Российский союз страховщиков с предложением ввести контроль за прохождением техосмотра. Если инициатива будет принята, то с автолюбителя при этой процедуре будут требовать документы, подтверждающие освидетельствование баллона.

  По мнению генерального директора консалтинговой компании Сергея Миславского, поправки от поставщиков газа имеют все шансы быть принятыми на федеральном уровне, поскольку в сегменте техосмотров транспорта на газомоторном топливе (ГМТ) есть простор для совершенствования нормативной базы. Опасение эксперта вызывает то, что в нынешних условиях нововведения могут привести к росту бюрократических преград, при этом рынок не станет более цивилизованным.

    - Данная сфера может стать более упорядоченной и менее коррупционной только за счет цифровизации. Она позволит автоматизировать реестры учета автомобильного транспорта на ГМТ, в том числе при переоборудовании и паспортизации технического состояния, включая качество техосмотров на всем периоде жизненного цикла вплоть до утилизации, - уверен Миславский.

     До сих пор в данном сегменте не внедрен электронный документооборот. АГЗС выдают чеки, но нигде не фигурирует, баллон они заправляют или автомобиль.
     

     Автолюбители переоборудуют свои машины под газовое топливо, но нередко обращаются в гаражные мастерские, а если и техосмотр проводится "для галочки", то ни страховая компания, ни ГИБДД, ни даже сам автолюбитель понятия не имеют, в каком состоянии находится автомобиль и можно ли вообще вставлять ключ в замок зажигания.
         
     
     По материалам:
     https://rg.ru/