В Санкт-Петербурге обсудили актуальные проблемы реформы технического регулирования




1 ноября 2007

В Санкт-Петербурге обсудили актуальные проблемы реформы технического регулирования.

     С момента принятия Федерального закона «О техническом регулировании», давшего старт реформе отечественной системы технического регулирования, прошло почти 5 лет. Принятый в спешном порядке, без широкого обсуждения, и без привлечения к разработке специалистов в области стандартизации и сертификации, закон до сих пор провоцирует споры по вопросам влияния реформы на повышение/понижение экспортного потенциала отечественной экономики.
     Очередная дискуссия по данной проблематике состоялась в рамках прошедшего в Санкт-Петербурге семинара «Влияние реформы технического регулирования и стандартизации на повышение конкурентоспособности предприятий».
     На мероприятие, состоявшееся в конференц-зале гостиницы «Англетер», организованное Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), Российской сетью центров нормативно-технической документации «Техэксперт» при поддержке Европейской экономической комиссии ООН и Международной организации по стандартизации (ISO) собрались более 200 представителей предприятий различных отраслей отечественной экономики Северо-Западного Федерального округа.
     Участникам семинара предстояло обсудить изменения, внесенные в закон «О техническом регулировании», рассмотреть международный опыт применения технических регламентов и стандартов в промышленности, концепцию развития национальной системы стандартизации, роль национальных и международных стандартов в системе технического регулирования, роль специалистов ведущих промышленных предприятий, представителей отраслевой науки в разработке технических регламентов и другие актуальные вопросы реформы техрегулирования.
     Открыл мероприятие первый вице-президент СПП Санкт-Петербурга Виктор Николаевич ИВАНОВ. Он кратко проанализировал причины проблем, возникающих в процессе реформирования технического регулирования. Среди основных были выделены: недооценка масштаба работ по разработке новой системы сертификации, появление новых товаров и услуг, проблемы с государственным финансированием работ по стандартизации. «Сегодня уже очевидно, что государство не в состоянии решать все проблемы технического регулирования за свой счет. Необходимо более активно вовлекать бизнес-сообщество в процесс разработки международных и национальных стандартов» - отметил В.ИВАНОВ.
     О роли промышленных предприятий в формировании современного технического законодательства, о положительных сдвигах в реформе техрегулирования, работе РСПП и Ростехрегулирования по внесению и реализации изменений в Законе «О техническом регулировании» рассказал заместитель руководителя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия ЛОЦМАНОВ Андрей Николаевич. «Изменения, внесенные в закон в мае 2007 года, позволяют использовать международно-признанную систему технического регулирования, обновить фонды нормативно-технической документации без разрушения общепринятой системы управления производственными процессами, возродить национальную систему стандартизацию при активном участии специалистов промышленных предприятий, провести реформу технического регулирования в отведенные сроки и в интересах национальной промышленности» - сказал А.ЛОЦМАНОВ.
     Также он отметил, что сегодня стандартизация является важнейшим инструментом в конкурентной борьбе за рынки. «Так, в 2004 году в Германии на разработку национальных стандартов было выделено 720 млн. евро, 90% из которых - средства промышленных предприятий. Экономический эффект составил 16 млрд. евро. В России о таких инвестициях пока говорить не приходится, однако ситуация меняется к лучшему. В следующем году государственное финансирование разработки стандартов увеличивается в 10 раз и составит 10 млн. долларов. Однако, очевидно, что и этих средств недостаточно, и что существенную часть расходов на разработку новых стандартов должны взять на себя промышленные предприятия».
     С докладом о совершенствовании системы технического регулирования в целях повышения конкурентоспособности предприятий выступила заместитель генерального директора ФГУ «Тест - Санкт-Петербург» ИВАНОВА Галина Николаевна. Она проанализировала проблемы реформы отечественной системы технического регулирования и рассказала о принципиальных изменениях, внесенных в Закон «О техническом регулировании».
     К наиболее значимым проблемам, по ее мнению, относятся: несоответствие положений старой версии закона соглашению ВТО по техническим барьерам в торговле, использование устаревшей модели формирования обязательных технических требований, отсутствие преемственности в использовании нормативных технических документов, «замораживание» нормативно-технических документов, невозможность внесения изменений в них.
     «Все эти и другие проблемы был сняты после принятия Закона «О внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании», - считает Г.ИВАНОВА. - В результате уточнения сферы действия закона стало понятно, что такое объект стандартизации, требования к нему. В новом законе четко прописаны исчерпывающие требования и виды безопасности, которые должны быть в правилах оценки соответствия и применяться как международные стандарты. Введена «презумпция соответствия». Основанием для выполнения технических регламентов теперь являются стандарты, своды правил, которые помогут представить законодательную базу, с помощью которой были реализованы технические регламенты. Внесены важные дополнения в положения закона, о системах стандартизации, подтверждения соответствия, государственного контроля».
     Более подробному анализу положений Закона «О техническом регулировании», касающихся системы аккредитации и рассказу о создании в России единого национального органа по аккредитации, было посвящено выступление ДЕЙНЕКО Александра Дмитриевича, председателя Совета по аккредитации при комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.
     Он отметил, что часто проблемы выхода отечественных компаний на зарубежные рынки связаны с отсутствием у них признанных международными организациями сертификатов. Дело в том, что в мировой практике преобладает подход, когда интересы государства в международных организациях представляет один национальный орган по аккредитации. В России же отсутствует единая система и единые правила по аккредитации. Органы по сертификации работают при 19 федеральных органах исполнительной власти. Кроме того, существует еще около 400 отраслевых систем сертификации. Как результат - отсутствие международного признания сертификатов выданных в России, приводящее к снижению возможностей по выводу отечественной продукции на международные рынки. Основная причина такого положения, по мнению А.ДЕЙНЕКО, - «отсутствие в Законе «О Техническом регулировании» юридического понятия «национального органа по аккредитации». А поскольку его нет, то различные функции возлагают на себя различные органы исполнительной власти».
     Президент информационно-правового консорциума «Кодекс» Сергей ТИХОМИРОВ раскрыл информационный аспект реализации реформы техрегулирования. «В условиях изменения технического законодательства, реструктуризации системы технического регулирования одним из ключевых ресурсов повышения конкурентоспособности продукции, является информация в целом, и нормативно-техническая информация, в частности. Ежедневный доступ технических специалистов и руководителей предприятий ко всему массиву нормативно-технической информации, предоставляемой Российской сетью ЦНТД «Техэксперт»,  позволяет оперативно принимать решения, необходимые для повышения безопасности и качества продукции. Это, в свою очередь, повышает конкурентоспособность отечественных продуктов и услуг на мировом рынке» - отметил С.ТИХОМИРОВ.
     Актуальные проблемы реформы технического регулирования в различных отраслях экономики осветили в своих выступлениях исполнительный директор Союза строителей железных дорог Дмитрий ФИЛИППОВ, первый заместитель директора ВНИИ Стандартизации и сертификации в машиностроении Геннадий ГРОЗОВСКИЙ, главный советник президента Ассоциации строителей России Александр ГЕРАСИМОВ и исполнительный директор Объединения автопроизводителей России Игорь КОРОВКИН.

Пресс-центр Российской сети ЦНТД «Техэксперт»