Заказчик не вправе при описании объекта закупки указывать ссылку на недействующий или несуществующий ГОСТ
Минэкономразвития России рассмотрело обращение и сообщило, что в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчику целесообразно указывать ссылку на конкретный ГОСТ. При этом использовать недействующий или несуществующий ГОСТ заказчик не вправе. Данная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 24.04.2017 г. N Д28и-1732.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, при составлении описания объекта закупки заказчик обязан использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые касаются технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги, которые предусмотрены:
- техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании;
- документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации;
- иными требованиями, связанными с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Однако, если заказчик не руководствуется вышеуказанными требованиями, в документации о закупке у него должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ). Исходя из этого, можно сделать вывод, что при составлении описания объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Например, при закупке переносных огнетушителей заказчику необходимо использовать при описании объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию согласно ГОСТ Р 51057-2001. В таком случае заказчику не требуется использовать другие показатели и характеристики в описании объекта закупки. Зачастую у заказчиков возникают трудности при составлении описания объекта закупки, и может возникнуть ситуация, что заказчики будут использовать показатели и терминологию недействующего ГОСТа, в случае если не могут предоставить обоснование необходимости использования других показателей и характеристик товара, работы или услуги.
Минэкономразвития России в данном случае разъясняет, что заказчик при формировании документации о закупке вправе не указывать ссылку на определенный ГОСТ, однако в таком случае ему придется приводить обоснование необходимости использования других показателей в соответствие с п.2 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Таким образом, при описании объекта закупки заказчики должны указывать определенный и существующий ГОСТ или предоставлять обоснование необходимости использования иных показателей, касающихся основных характеристик объекта закупки.