Участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика только в случаях, прямо предусмотренных Законом 223-ФЗ

     Верховный Суд РФ признал, что участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика только в случаях, прямо предусмотренных ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ. При этом право участника закупки обжаловать в судебном порядке действия (бездействие) заказчика предусмотрено в ч.9 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ и не ограничено какими-либо условиями (п.25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2017 N 3 (2017)).
     
     Участник закупки, посчитав, что заказчик создал для одного из участников преимущественные условия для участия в закупочной процедуре и нарушил порядок определения победителя закупки, обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика.
     
     Антимонопольный орган признал жалобу обоснованной и предписанием обязал заказчика провести повторную процедуру рассмотрения заявок на участие в закупке. Заказчик, ссылаясь на отсутствие у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение жалобы участника закупки, обратился в суд.
     
     Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заказчика. Позиция судов была обусловлена тем, что у антимонопольного органа отсутствовали полномочия на рассмотрение жалобы участника закупки в связи с тем, что она не содержала указания на нарушения, перечисленные в ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, одними из которых являются:
     
     - неразмещение в единой информационной системе положения о закупке;
    
     - предъявление к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
     
     - и другие нарушения.
     
     Арбитражный суд кассационной инстанции не согласился с мнением вышеуказанных судов и пришел к выводу о наличии у антимонопольного органа полномочий на рассмотрение жалоб участников закупки не только по основаниям, указанным в ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, но и в случаях, когда жалоба содержит сведения о нарушениях требований антимонопольного законодательства и иных положениях законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц.
     
     Несмотря на это Верховный Суд РФ поддержал требования заказчика и мнения судов первой и апелляционной инстанций и сообщил следующее.
     

     Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством РФ, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок согласно Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ (п.1 ч.1 ст.18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
     
     Вместе с тем, участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях, перечисленных в ч.10 ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим. Отметим, что нарушение в действиях заказчика, указанное в жалобе участника закупки, не предусмотрено таким перечнем.
     
     Учитывая изложенное, Верховный Суд РФ признал правомерными выводы судов первой и апелляционной инстанций и отменил решение суда кассационной инстанции.
     
     Как показывает судебная практика, антимонопольный орган зачастую, выходя за рамки своих полномочий, рассматривает жалобы участников закупки, принимает решения и выдает по ним предписания, которые впоследствии судом признаются недействительными. Такие предписания заказчик может успешно оспорить в суде, например:
     
     - Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.03.2017 N Ф07-2178/2017;
     
     - Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.02.2017 N Ф04-7144/2017;
     
     - Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.04.2017 N Ф03-902/2017.
     
     Таким образом, при закупках в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ участник закупки вправе обратиться с жалобой в антимонопольный орган, который в свою очередь имеет право рассматривать её только в предусмотренных законодательством о закупках отдельными видами юридических лиц случаях.