Возможность проведения электронного аукциона по Закону 44-ФЗ предложено ограничить перечнем товаров, работ, услуг
В Государственную Думу РФ внесен проект изменений в ст.59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, согласно которым осуществление закупок товаров, работ, услуг, не включенных в соответствующий перечень, путем проведения электронного аукциона не допускается. Ознакомиться с текстом законопроекта N 266932-7 можно в Системе обеспечения законодательной деятельности http://sozd.parlament.gov.ru.
Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р утвержден Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - аукционный перечень). При этом по своему усмотрению заказчик вправе проводить электронный аукцион и в отношении товаров, работ, услуг, не включенных в аукционный перечень либо дополнительные перечни, которые могут быть утверждены на уровне субъектов РФ (ч.3 ст.59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ). Таким образом, путем проведения электронного аукциона заказчик может осуществить закупку любых товаров, работ и услуг.
Однако, как отмечают авторы законопроекта, практикой выявлен существенный недостаток электронного аукциона - невозможность гарантировать заключение контракта с участником, предлагающим товары (работы, услуги) нужного (оптимального) качества, так как заявки сопоставляются только по цене, а неценовые характеристики в учет не принимаются.
Для решения проблемы предложена новая редакция ч.3 ст.59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, которая не допускает проведение электронного аукциона для закупки товаров, работ, услуг, не включенных в аукционный перечень либо дополнительные перечни на уровне субъектов РФ.
Представляется, что в случае принятия законопроекта заказчикам придется осуществлять закупки таких товаров, работ, услуг преимущественно путем проведения конкурса. Запрос котировок, запрос предложений и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) также не исключены, но имеют ряд ограничений (например, по основаниям проведения, по цене и (или) предмету контракта).
Таким образом, при закупке товаров, работ, услуг, которые не включены в аукционный перечень, заказчики будут вправе использовать любой способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), кроме электронного аукциона.
Напомним, что неверный выбор способа закупки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. рублей, а если заказчик был обязан провести конкурс - 50 тыс. рублей (ч.1 и 2 ст.7.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях).