61-е заседание Электроэнергетического Совета СНГ
12 октября на площадке Международного форума "Российская энергетическая неделя - 2022" Министр энергетики РФ Николай Шульгинов провёл 61-е заседание Электроэнергетического Совета Содружества Независимых Государств (ЭЭС СНГ). Совет и его рабочий орган - Исполнительный комитет образованы в соответствии с Соглашением о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств, подписанным главами правительств государств Содружества 14 февраля 1992 г. В состав ЭЭС СНГ входят Председатель Исполнительного комитета и первые руководители органов управления электроэнергетикой - полномочные представители государств - членов Совета: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины. Одна из основных целей деятельности Электроэнергетического Совета заключается в создании отношений партнерства и сотрудничества между государствами Содружества в области электроэнергетики.
На заседании участники обсудили планирование перспективного развития электроэнергетики.
Открывая заседание в качестве Президента ЭЭС СНГ, Николай Шульгинов отметил активное участие всех представителей государств - участников Содружества в деятельности организации. "Вы и Ваши коллеги уделяете серьёзное внимание развитию механизмов взаимодействия в рамках Совета. Важно и полезно сохранить столь высокий темп работы с учётом динамичности текущих вызовов", - сказал Министр.
Так, по его словам, за почти три месяца, прошедшие с прошлого заседания, были обновлены составы рабочих структур, на данный момент они включают более 200 представителей, разработаны проекты планов работ на 2023-2025 годы, а также критерии оценки эффективности деятельности, которые, в случае одобрения Советом, будут применяться в следующем году в тестовом режиме. В стадии формирования находятся также составы Научно-экспертного сообщества и Совета молодых ученых СНГ в области электроэнергетики.
"Что касается планирования перспективного развития электроэнергетики, историческим преимуществом государств - участников СНГ является возможность использования технических и рыночных эффектов от параллельной работы энергосистем для укрепления общей стратегической конкурентоспособности в период трансформации глобальных цепочек поставок", - подчеркнул глава российского энергетического ведомства.
В своём докладе замминистра Павел Сниккарс обратил внимание на новые ключевые принципы энергопланирования в России: согласованность развития электросетей разного уровня и генерирующих мощностей с единым центром ответственности; учёт прогнозов соцэкономразвития; оптимизация топливно-энергетического баланса в контексте, в том числе, экологических требований.
Заместитель Министра территориального управления и инфраструктур Армении Акоб Варданян отметил, что в стране одной из приоритетных задач является достижение к 2030 году до 15% от объёма всего производства электроэнергии от солнечных электростанций.
Министр энергетики Республики Беларусь Виктор Каранкевич, рассказывая о планировании в энергетике своей страны, отметил его сквозной индикативный характер, который позволяет чётко отслеживать и контролировать выполнение показателей развития энергосистемы.
В свою очередь Директор Департамента развития НЭС АО "KEGOC" Женис Дюсенов среди основных факторов, влияющих на планирование в электроэнергетике Казахстана, выделил бурное развитие генерации ВИЭ, ужесточение экологических требований для электроэнергетики, рост новых энергоемких секторов экономики, развитие трансграничных рынков электроэнергии и мощности и внедрение цифровых интеллектуальных систем.
Министр энергетики и водных ресурсов Таджикистана Далер Джумъа также доложил об особенностях работы электроэнергетической отрасли в стране и её перспективном развитии.
Глава Системного оператора Федор Опадчий выступил с докладом "Управление перспективным развитием энергосистем в России и мире" (презентация доклада - https://www.so-ups.ru/fileadmin/files/company/presentation/121022_opadchiy_ren_ees_sng.pdf). Он подчеркнул, что активно развернувшееся совершенствование системы перспективного развития отвечает интересам всех участников ЕЭС России - потребителей, генерирующих и сетевых компаний и регионов в целом. Усиление координации планирования за счет передачи с 2023 года Системному оператору функций разработки программных документов и переход к двухуровневому принципу планирования, при которой Схемы и программы развития (СИПР) электроэнергетических систем регионов разрабатываются в комплексе и становятся неотъемлемой частью СИПР ЕЭС России, делают новую систему более прозрачной, действенной и эффективной.
Вносимые в систему перспективного планирования изменения предполагают достижения ряда важных эффектов, таких как: повышение качества перспективного планирования, реализация единой технической политики в энергосистемах, оптимизация регулирующей роли государства в электроэнергетике и повышение уровня доверия к процессу планирования перспективного развития, своевременная реакция на возникающие потребности экономики, повышение прозрачности технических решений и достижение компромисса между надежностью и экономической эффективностью при их принятии, развитие научно-технической базы отрасли и снижение издержек на проектирование за счет равноправного доступа проектантов к технологически сложным перспективным расчетным моделям, экономия средств федерального и региональных бюджетов и энергокомпаний.
Федор Опадчий отметил, что вопросы эффективности планирования развития энергосистем относятся к числу ключевых во всех крупных энергообъединениях мира. Представленный им обзор лучших мировых практик в сфере перспективного планирования развития продемонстрировал сходство основных тенденций: координация планов развития больших энергосистем основывается на централизации планирования, ключевые функции по перспективному планированию и ответственность в них законодательно закрепляются за компаниями, выполняющими обязанности системного оператора. Применяются механизмы централизованной разработки документов перспективного развития энергообъединений, проводится анализ и оценка кратко- и долгосрочных потребностей энергосистем и разрабатываемых технических решений, выполняются требования к надежности, рыночной эффективности и реализации отраслевой политики на уровне энергообъединений.
Глава Системного оператора также ознакомил членов Электроэнергетического Совета с разработанным Системным оператором новым подходом к определению спроса на мощность в процедурах оптового рынка мощности. Предлагаемый подход основан на вероятностных методах определения параметров спроса на основании фактических параметров работы энергосистемы за последние годы - распределения температур по субъектам РФ в зимний период и фактической готовности генерирующего оборудования к работе с учетом так называемого стратегического резерва, обусловленного некоторыми видами рисков. В отличие от действующего сегодня подхода, когда параметры спроса определяются на основе нормативно утверждаемых коэффициентов, предложение Системного оператора поможет существенно точнее прогнозировать спрос на мощность и требующийся для его покрытия объем генерации и в результате - более корректно формировать ценовые параметры конкурентного отбора.
На заседании Электроэнергетический Совет СНГ утвердил Методику определения и распределения объемов резервов активной мощности для целей регулирования частоты и перетоков активной мощности, разработанную Комиссией по оперативно-технологической координации совместной работы энергосистем стран СНГ и Балтии при активном участии Системного оператора и согласованную на 41-м заседании КОТК, которое состоялось 14 сентября в Москве.
По материалам:
https://www.so-ups.ru/fileadmin/files/company/presentation/121022_opadchiy_ren_ees_sng.pdfwww.so-ups.ru,
https://www.so-ups.ru/fileadmin/files/company/presentation/121022_opadchiy_ren_ees_sng.pdfwww.so-ups.ruhttps://minenergo.gov.ru/