62-е заседание Электроэнергетического Совета СНГ

     22 августа в столице Киргизии г.Бишкеке состоялось 62-е заседание Электроэнергетического Совета Содружества независимых государств (ЭЭС СНГ). Мероприятие прошло под председательством министра энергетики России Николая Шульгинова.
     
     Электроэнергетический Совет СНГ (ЭЭС СНГ) и его рабочий орган - Исполнительный комитет - образованы в соответствии с Соглашением о координации межгосударственных отношений в области электроэнергетики Содружества Независимых Государств, подписанным главами правительств государств Содружества 14 февраля 1992 г. В состав Электроэнергетического Совета СНГ входят Председатель Исполнительного комитета и первые руководители органов управления электроэнергетикой - полномочные представители государств - членов Совета: Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан.
     
     На заседании обсуждались выполнение поручений по итогам функционирования энергосистем государств - участников СНГ в минувший осенне-зимний период, ход реализации совместных мер реагирования на различные проблемы, возникающие в энергосистемах, проект Плана мероприятий ЭЭС СНГ и его рабочего органа - Исполнительного комитета - на 2024 год.
     
     Николай Шульгинов напомнил, что деятельность Электроэнергетического Совета СНГ основывается на принципах свободы каждого государства определять собственную энергетическую политику и выбирать пути энергоперехода в соответствии с национальными условиями и особенностями.
     
     "Мы исходим из суверенного права каждой страны формировать собственные энергетические балансы. Но при этом нужно учитывать возможности соседних стран, поскольку наши энергосистемы связаны между собой, некоторые работают синхронно, а некоторые оказывают друг другу помощь при авариях", - отметил он.
     
     Николай Шульгинов подчеркнул, что в основе энергообеспечения должны лежать национальные и региональные особенности государств и их непосредственные интересы в сфере ТЭК, а не конъюнктурные и политически ангажированные решения.
     
     "В последнее время на многих международных площадках звучат слова о поддержке развития электроэнергетики только на основе ВИЭ, в ущерб традиционным источникам на ископаемом топливе. При этом занижается роль гидроэнергетики, энергии атома и газа как топлива переходного периода", - продолжил президент Электроэнергетического Совета СНГ.
     

     В частности, он напомнил, что на саммите министров энергетики G20 некоторые страны попытались на международном уровне закрепить требование к 2030 году утроить объёмы ВИЭ в каждой стране. Николай Шульгинов подчеркнул, что при принятии подобных решений необходимо руководствоваться здравым смыслом.
     
     "В первую очередь, мы должны обеспечивать доступ потребителя к недорогим и надёжным источникам энергии. Уверен, что обеспечивать экономику необходимым количеством энергии следует исходя из национальных и региональных особенностей каждого государства", - подчеркнул Николай Шульгинов.
     
     При этом он уточнил, что вырабатываемая в рамках Электроэнергетического Совета СНГ общая энергетическая политика должна учитывать особенности каждой страны-участницы. "Необходимо помнить о возможностях партнёров, выбирая путь, который укрепит взаимное сотрудничество, а не ухудшит положение какой-либо одной из стран при таком взаимодействии", - отметил Николай Шульгинов.
     
     В качестве приоритетных направлений совместной работы Министр отметил укрепление региональной энергетической безопасности, развитие национальных энергетических программ в атоме и низкоуглеродных технологиях, минимизацию рисков при увеличении доли ВИЭ, а также раскрытие потенциала водорода и метана.
     
     По словам Николая Шульгинова, в условиях глобальной неопределённости возрастает роль не только прошедших проверку временем интеграционных объединений, но и отраслевых органов сотрудничества, так как они позволяют вести открытый, прямой и деполитизированный энергетический диалог.
     
     "Вместе с этим на нас ложится дополнительная ответственность при принятии стратегических решений по определению подходов к развитию отрасли. И нам необходимо учитывать не только основные мировые тренды, но и следить, чтобы они не противоречили национальным интересам и целям развития", - заключил он.
     
     Председатель Правления Системного оператора Федор Опадчий в докладе "Готовность энергосистем к энергопереходу" представил обзор актуальных проблем, с которым сталкиваются крупнейшие энергосистемы мира в процессе глобального энергоперехода с постепенным отказом от традиционных источников энергии на ископаемом топливе и активным развитием ВИЭ. Глава российского Системного оператора рассказал о направлениях решения этих вопросов, которые предлагаются системными операторами разных стран.
     
     "При массовом развитии ВИЭ с вводом СЭС и ВЭС энергосистемы сталкиваются с необходимостью синхронного развития магистральных сетей и систем накопления энергии. А чтобы энергопереход не отражался на надежности работы энергосистем и обеспечения электроснабжения потребителей, необходимо создание, развитие и укрупнение на рынках системных сервисов новых верифицированных методик прогнозирования потребления электрической энергии и мощности", - отметил Федор Опадчий.
     
     Участники мероприятия обсудили электроэнергетический потенциал государств - участников СНГ, возможные механизмы координации управления научно-технологическим развитием в области электроэнергетики в рамках Большого евразийского партнерства на примере опыта Российского национального комитета СИГРЭ, вопросы организации сервисного обслуживания энергетического оборудования, проблемы и риски, связанные с развитием майнинга криптовалют, и возможности регулирования этой деятельности в энергетике стран - участников СНГ.
     
     
     По материалам:
     https://minenergo.gov.ru/,
     https://minenergo.gov.ru/www.so-ups.ru