72 региона России перешли на дифференцированные тарифы на электроэнергию
С 1 января 2024 г. действует концепция дифференциации тарифов на электроэнергию для среднего домохозяйства в зависимости от объёма потребления. Механизм разработан Федеральной антимонопольной службой с целью борьбы с нецелевым использованием льготных тарифов и снижения объёма перекрёстного субсидирования. Суть методики заключается в тарификации потребителей по трём диапазонам в зависимости от объёма потребляемой за месяц электроэнергии, при этом их границы довольно высоки: по данным Росстата, среднестатистическое домохозяйство потребляет в среднем около 250 кВт·ч в месяц, тогда как нижний порог потребления для начислений по 2-му (повышенному) диапазону - порядка 11600 кВт·ч, для юрлиц - 45000 кВт·ч (данные по Московской области).
Внедрение дифтарифов и дальнейшее совершенствование этого механизма обсуждалось на заседании Экспертного совета в сфере электроэнергетики при ФАС России.
Заместитель руководителя службы Геннадий Магазинов напомнил, что механизм дифференцированных тарифов по объему потребления был разработан для решения проблемы несправедливого ценообразования - значительные объемы электроэнергии приобретаются по льготным тарифам для населения в коммерческих целях, в том числе для "серого" майнинга. Механизм позволит снизить нагрузку на прочих потребителей и сократить объем перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе.
Со 2-го полугодия 2024 года новая формула расчета тарифов начала действовать ещё в 65 регионах. При этом в 6 регионах (Забайкальский и Красноярский край, Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская области) продолжит действовать социальная норма потребления электроэнергии.
По итогам проведенного мониторинга перехода регионов на дифференцированные тарифы ФАС России проработала предложения по совершенствованию механизма. Служба предлагает разработать единую методологию формирования границ 1-го и 2-го диапазонов с учетом региональной специфики и периодов активного использования электроустановок.
Кроме того, предлагается ограничить пороговое значение между 2-м и 3-м диапазонами. Так как максимальная мощность энергопринимающих устройств лиц при технологическом присоединении на льготных условиях составляет 15 кВт, объем потребляемой электроэнергии в течение 625 часов на льготных условиях не должен превышать 9375 кВт·ч.
Также в рамках совершенствования механизма дифференцированных тарифов ФАС России предлагает ограничить величину тарифа в 1-м диапазоне потребления в рамках предельных уровней и исключить 2-й диапазон из расчета предельных индексов изменения платы граждан за ЖКХ.
Помимо этого, служба считает необходимым устанавливать пороговые значения границ диапазонов с сезонной дифференциацией - с разными значениями диапазонов для зимнего и летнего периодов.
Эти и другие предложения содержатся в разработанной ФАС России Концепции регулирования тарифов на электроэнергию для населения, дифференцированных по объемам потребления.
Предложенные ведомством инициативы поддержаны членами Экспертного совета в сфере электроэнергетики.
По материалам:
https://fas.gov.ru,
http://www.energosovet.ru/