Анонсирован новый национальный проект развития ВИЭ в России
14 апреля 2023 года в Республике Саха (Якутия) прошел выездной круглый стол по вопросам законодательного обеспечения развития распределенной энергетики в изолированных и труднодоступных территориях.
Председатель Правления Российской ассоциации ветроиндустрии, депутат Государственной Думы Сергей Морозов выступил с анонсом нового национального проекта развития ВИЭ в России.
"Совместная работа с Правительством позволила в 2022 году сформировать одну из ключевых задач - укрепление технологического суверенитета и план ее реализации", - сказал он.
РАВИ провела серьёзную работу со всеми участниками рынка, в результате чего в России появился новый сектор энергетического машиностроения. У нас освоено производство лопастей, башен, имеются компетенции для всех компонентов ветрогенераторов и создан задел их производства. Это позволит развивать имеющиеся производственные возможности предприятиям металлургической, электротехнической, химической промышленности и смежных отраслей.
Ассоциация провела глубокое исследование российской промышленности в объеме более 400 предприятий и создала пул примерно из 40 предприятий, которые являются прямыми производителями компонентов для ветрогенераторов.
Это, например, башни ветрогенераторов - "Виндар Северсталь", ступицы, чугунное литье - "Петрозаводский литейный завод", генераторы - питерская "Электросила", инверторы - "Электронмаш", трансформаторы - СВЭЛ и "Тольяттинский трансформатор".
Наконец, недавно Росатом объявил о покупке бывшего предприятия по производству композитных смол для лопастей и бывшего завода компании "Вестас" в Ульяновске. Компания Юматекс, дочка "Росатома", будет производить там лопасти для российских ветрогенераторов.
Сегодня нам необходимо поработать над законодательной базой, чтобы у нас появился свой закон о ВИЭ, как в европейских странах, и государственная программа. Так, ветрогенерация может стать национальной идеей, сочетающей экономическую выгоду и экологические последствия.
Благодаря принятию своевременных решений мы можем добиться следующего:
- стабилизации стоимости электроэнергии на длительный период. Непосредственно для удаленных регионов, как например, Якутия, это будет способствовать замещению объемов использования топлива для выработки электроэнергии;
- развития уникальных компетенций производственных сил. Производство ветрогенераторов - это не только металлургия, это электроника, редкоземельные металлы, композитные материалы;
- развития новых технологий. Например, сочетание водорода и ветра. Ветроводородные водородные системы локального энергоснабжения – перспективная идея. Сейчас популярно создание газовых хабов. Считаю, что водородную энергетику можно и нужно создавать по подобному принципу. Сахалин и Якутия отличные места для таких хабов;
- развития кадрового потенциала страны и каждого региона, где будут внедрять ВИЭ-генерацию, и создание качественных рабочих мест. В труднодоступные регионы невыгодно направлять специалистов по монтажу и обслуживанию ветрогенераторов напрямую от производителя, это дорого. Сервисные и монтажные компании будут создаваться на местах, что создаст новые сектора для малого и среднего бизнеса. Одно рабочее место в ветроэнергетике дает два в смежных отраслях на период не менее полугода, а это зарплата на этих двоих по самым низким прикидкам 100-150 тыс.руб, и отчисления/налоги с неё 40-60 тыс.руб.
Важно, чтобы энергопереход обеспечивала российская промышленность. Нужен технологический суверенитет в производстве критических компонентов и материалов для ветро- и солнечных установок, так как речь идет об энергетической безопасности страны и ее перспективах на мировом энергетическом рынке.
По материалам:
https://rawi.ru