Энергетический форум "ТЭК России: перспективы и вызовы"

В рамках Недели российского бизнеса, организованной Российским союзом промышленников и предпринимателей, прошел Энергетический форум "ТЭК России: перспективы и вызовы".

Форум организован Комиссией по электроэнергетике РСПП и Комитетом РСПП по энергетической политике с целью налаживания открытого диалога между представителями бизнеса и власти по основным направлениям развития ТЭК, включая вопросы обеспечения технологического суверенитета, привлечения инвестиций, формирования кадрового резерва, выполнения параметров Энергетической стратегии Российской Федерации до 2050 года.

С докладом об основных направлениях развития электроэнергетики России до 2042 года выступил первый заместитель председателя правления АО "СО ЕЭС" Сергей Павлушко. Он напомнил, что в соответствии с решением Правительства РФ с 2023 года основным центром ответственности в сфере планирования перспективного облика электроэнергетики является Системный оператор. Разработка программных документов - Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики и Схемы и программы развития электроэнергетических систем (СиПР ЭЭС) России - входит в число основных функций компании.


Первый документ в 2024 году был разработан впервые и включает в себя прогнозы и планы развития энергосистемы страны на 18 лет вперед. Второй документ разработан в третий раз - сейчас это Схема и программа развития электроэнергетических систем России на 2025-2030 годы, впервые интегрировавшая в себя планы по развитию технологически изолированных территориальных энергосистем.


"До 2042 года отрасли потребуется 270 газовых турбин общей мощностью почти 33,7 ГВт. Сейчас уже введена первая отечественная турбина ГТД-110 в составе оборудования ТЭС "Ударная" в ОЭС Юга. Мы очень рассчитываем на тиражирование этого опыта. Кроме того, нам необходимы 354 паровые турбины общей мощностью около 65,2 ГВт. И здесь в целом с технологической точки зрения проблем не должно быть", - отметил Сергей Павлушко.


Потребности в энергетическом оборудовании основаны на сценарии развития и прогнозах, заложенных в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года.


Анализируя планируемую структуру вводов генерирующего оборудования до 2042 года, он отметил, что приоритетом при формировании будущего облика энергосистемы останется сбалансированное развитие всех типов генерации, что в свою очередь служит залогом энергетической безопасности страны. Наибольшие изменения в структуре установленной мощности произойдут в секторе ВИЭ - доля генерации СЭС и ВЭС в общей структуре генерации может увеличиться с 1,9% (4,7 ГВт) в 2023 году до 7,3% (21,9 ГВт) в 2042 году.


"Впервые в истории электроэнергетики новой России разработанные в тесной связке друг с другом документы перспективного планирования будут работать в паре", - заявил первый заместитель председателя правления АО "СО ЕЭС".


Представитель руководства Системного оператора проинформировал о ключевых параметрах, заложенных в оба документа, перечислил приоритетные проекты по развитию энергетической инфраструктуры в средне- и долгосрочной перспективе, а также территории, которые на фоне высоких темпов развития экономики включены в число первоочередных зон строительства новой генерации. Он отметил, что в перспективе 18 лет предлагается ввести в эксплуатацию 88,5 ГВт новой генерации.


Наряду с проектами нового строительства к числу основных приоритетов в развитии энергосистем он отнес модернизацию действующих мощностей. Согласно плану, в первую очередь она затронет генерирующее оборудование ТЭС совокупной мощностью 63,9 ГВт.


Сергей Павлушко отметил, что в России накоплен серьезный практический опыт в сфере реализации программ развития энергетической инфраструктуры. Так, за время существования программы ДПМ, включая программы по АЭС, ГЭС и ВИЭ, в стране было введено или планируется ко вводу около 53 тыс. МВт новой генерации. Это позволяет говорить о достижимости заявленных в документах перспективного планирования показателей.


"Реализация заложенных в документы перспективного планирования решений имеет важнейшее значение для обеспечения надежной работы ЕЭС России, а также позволит добиться комплексного экономического эффекта, в том числе содействуя повышению уровня технологического суверенитета и наращиванию производственной базы предприятиями отечественного энергомашиностроения", - подчеркнул Сергей Павлушко.

Глава набсовета "Сообщества потребителей энергии" Владимир Тупикин заявил, что объём вводов промгенерации в течение периода действия Генсхемы до 2042 года может составить 15-17 ГВт, более реалистичной является цифра в 10 ГВт. В деньгах ввод 10 ГВт промгенерации позволит снизить дефицит средств на реализацию мероприятий Генсхемы, оценивающийся сейчас в 41,6 трлн рублей, на 10-12 трлн рублей, следует из презентации г-на Тупикина. Однако для реализации этого плана необходимо, в первую очередь, снять нормативные ограничения, действующие в отношении промгенерации, сообщил глава партнёрства потребителей электроэнергии.

Директор "Совета производителей энергии" (СПЭ) Дмитрий Вологжанин сообщил об обсуждении генкомпаниями, регуляторами и промпотребителями дополнительной индексации цены конкурентного отбора мощности (КОМ) на 2025 год на 18,2%.

"Мы проанализировали по генерирующим компаниям наши условно-постоянные затраты на промежутке с 2021 года до 2024-го, с прикидкой на 2025 год... и тот самый индекс инфляции. Получается, что наши затраты на то, чтобы обеспечить надёжное функционирование, ремонт и т.д. нашего генерирующего оборудования, они отстают в 2024 году на 21,7%", - пояснил г-н Вологжанин.


"Мы сейчас активно обсуждаем с коллегами из "Совета рынка", и с крупными потребителями, и с нашими профильными ФОИВами на основе индексов ИЦП, ИПЦ (индексы цен производителей и потребительских цен соответственно - ред.), на основе оценки уровней фондов оплаты труда (ФОТ) - мы сейчас говорим о том, что нужно порядка 18% индексирования текущей цены КОМ на рубеже 2025 года. При этом при всём совместно работаем, чтобы вообще пересмотреть правила индексации, чтобы сделать их более актуальными и соответствующими текущему моменту времени", - рассказал Дмитрий Вологжанин.


В его презентации уточняется, что речь идёт об индексации цены КОМ-2025 на 18,2%.

Как напомнили в СПЭ, согласно действующим правилам, цена КОМ индексируется на уровень инфляции минус 0,1%. "Но затраты на эксплуатацию и ремонт геноборудования растут выше инфляции и для оценки их роста нужно применять другие индексы. "Совет производителей" предлагает провести допиндексацию цены КОМ на 2025 год исходя из превышения ИЦП и индекса ФОТ над инфляцией за период с 2021 года по 2024 год, то есть на 18,2%. Величину допиндексации цены КОМ на 2026 год предлагается определять с учётом экономических реалий в отношении роста цен (или затрат) на эксплуатацию и ремонт геноборудования", - прокомментировали "Перетоку" в СПЭ.

Председатель правления Ассоциации "НП Совет рынка" Максим Быстров выразил мнение, что в течение последних пяти месяцев принят ряд ключевых решений и сделаны важные шаги, которые будут способствовать не только снятию ограничений на конкуренцию на ОРЭМ, но и позитивно отразятся на развитии российской электроэнергетики в целом.


"За время, прошедшее с конференции Совета рынка, на которой мы говорили о том, что ограничивает развитие электроэнергетики в России, произошли позитивные изменения. Надеюсь, подобная тенденция сохранится, потому что жить в парадигме ожидания и "отказа от решений" больше нельзя", - отметил Максим Быстров.


Так, продолжается работа в части совершенствования ВСВГО путём внедрения так называемой модели "приоритетов", разработанной Советом рынка. Она предусматривает снижение приоритета включения для генерирующего оборудования за счет отказа от части платежа за мощность.


"Концептуальные предложения и проект необходимых изменений в НПА направлены в Минэнерго России. Модельные расчеты показывают потенциальную эффективность изменений как для поставщиков, так и для потребителей. Надеемся на реализацию наших предложений и их поддержку со стороны Правительства и участников рынка", - подчеркнул глава Совета рынка.


Помимо этого, важным позитивным шагом стало расширение с этого года территории ценовых зон оптового рынка за счет бывших неценовых зон Дальнего Востока, Архангельской области и Республики Коми.


Кроме того, стартовала либерализация оптового рынка для субъектов РФ с "особыми условиями": в 2025 году в регионах Северного Кавказа, Республиках Карелия и Бурятия доля покупки по нерегулируемым ценам должна быть доведена до 10%, а по Республике Тыва в 2024 году было принято решение о 100% либерализации.


Также Максим Быстров отметил определенное повышение уровня конкуренции в части организации оптового рынка. Так, в отборах КОМ реализован принцип дифференцированной оплаты мощности в зависимости от востребованности генерации.


Помимо этого, по его словам, одним из важных изменений последнего времени стало принципиальное решение вопроса с дифференцированными тарифами на электроэнергию для населения.


"Здесь еще есть над чем работать в плане учета региональных особенностей и уточнения решений под реальные нужды потребителей. Но это позитивный тренд, касающийся снижения перекрестного субсидирования в самой значимой его части - субсидирование потребления населения за счет коммерческих потребителей", - отметил Максим Быстров.

По материалам:

https://www.so-ups.ru,

https://www.np-sr.ru,

https://peretok.ru