ФАС рассказала о развитии тарифного регулирования в электроэнергетике в 2021 году

     Начальник управления регулирования электроэнергетики Федеральной антимонопольной службы России Дмитрий Васильев рассказал об ожидаемых новых решениях в сфере тарифного регулирования в 2021 году.

     Первый блок решений касается завершения работы над моделями долгосрочного тарифного регулирования в электроэнергетике.

     Федеральным законом от 02.08.2019 N 300 установлено, что долгосрочными станут все тарифы на услуги по передаче электрической энергии с 2023 года. До недавнего времени тарифы сетевых организаций определялись на год, но теперь минимальный срок первородных новых тарифов должен быть пять лет. Это серьезное изменение, которое затронет весь электросетевой блок отрасли.

     Кроме того, другая естественная монополия - Системный оператор (АО "СО ЕЭС") - может быть в обозримом будущем переведен на долгосрочное регулирование (сначала на три года, а затем на пять лет). Правильно настроенное долгосрочное регулирование позволяет определять параметры эффективности компании, к которым нужно стремиться, а также стимулирует к снижению издержек и к внедрению более современных способов управления компаниями.

     Второй блок - эталоны, более прозрачный и ясный механизм тарифообразования, исключающий субъективный подход в регулировании и создающий мотивацию у менеджмента организации оптимизировать ее деятельность. Эталоны необходимо внедрить в электросетевом комплексе, потенциально они применимы к более чем 1700 сетевым организациям.

     Третий блок решений касается внедрения регуляторных соглашений. Они, по нашему мнению, дадут импульс для развития отрасли, эта опция была введена вышеупомянутым Федеральным законом от 02.08.2019 N 300-ФЗ. Проект постановления Правительства РФ, которое описывает типовое регуляторное соглашение, порядок его заключения и основные параметры, которые должны быть в нем прописаны, уже готов. В текущей версии документа такие соглашения будут возможны к заключению региональным регулятором как с крупными, так и с более мелкими сетевыми компаниями. Соглашения становятся легитимными только после согласования со стороны ФАС России.

     Отдельно, четвертым блоком, Дмитрий Васильев выделил комплекс мер по повышению эффективности электросетевого комплекса.

     Первая мера - это решение вопросов перекрестного субсидирования, связанных с его сдерживанием, снижением и грамотным управлением. В 2019 году была заложена хорошая основа - принято постановление Правительства РФ от 13.11.2019 N 1450. Было введено понятие "ставка" перекрестного субсидирования, определен принцип равномерного распределения перекрестного субсидирования между потребителями (одинаково на все уровни напряжения). Это позволило повысить ответственность регионов за принятие решения и во многом предотвратило наращивание соответствующего размера перекрестного субсидирования. И сейчас наблюдается явное торможение роста перекрестного субсидирования.

     Вторая мера - снижение потерь в электрических сетях. Возможность экономии от снижения потерь является одновременно источником для новых инвестиций и фактором сдерживания роста тарифов сетевых организаций.

     Третья мера - повышение отдачи электросетевого оборудования, преодоление тренда его старения. Соответствующие показатели обязательно должны быть внедрены в электросетевом комплексе, ведь сети должны следить за обновлением фондов и повышением эффективности их отдачи.

     Отдельными блоками Васильев поставил новые направления: рассмотрение вопроса о целевой амортизации при тарифном регулировании; учет средств инвестиционной программы сетевых организаций по факту реализации соответствующих мероприятий (по аналогии с ДПМ).

     Кроме того, Дмитрий Васильев заявил, что, скорее всего, сводный прогнозный баланс в будущем будет долгосрочным. По крайней мере, часть его параметров, играющих важную роль для долгосрочного тарифного регулирования.
     
     
     По материалам:
     fas.gov.ru