Конкурентный отбор мощности для промышленности может подорожать на 15%
По данным "Ъ", Правительство РФ дополнительно проиндексирует на 15% цены на мощность для промышленных потребителей электроэнергии на 2025-2026 год. Одновременно вступит в силу ускоренная дифференциация оплаты мощности в зависимости от эффективности оборудования. По оценкам аналитиков, нагрузка на рынок вырастет на 39 млрд руб. и 64 млрд руб. соответственно, но дифференциация снизит эффект от индексации в два раза.
Цены на мощность, установленные на 2025 и 2026 годы, могут быть дополнительно проиндексированы на 15%, следует из проекта постановления правительства РФ ("Ъ" видел документ). Одновременно в 2025 году вступит в силу дифференциация оплаты мощности. Проект постановления уже внесен в Правительство.
Оплата мощности - обязательный платеж промышленных потребителей за условно-постоянные расходы генерирующих компаний. Цена конкурентного отбора мощности (КОМ) ежегодно индексируется на индекс потребительских цен (ИПЦ). Но в последние годы индекс цен производителей (ИЦП) оказывается выше потребительской инфляции из-за роста цен на энергоресурсы, в том числе внеплановой дополнительной индексации цен на газ на 10% для промышленных потребителей с 1 декабря 2023 года.
Введение дифференцированной платы за мощность для всех электростанций в зависимости от их востребованности обсуждается давно. В 2021 году глава "Роснефти" Игорь Сечин в письме к Владимиру Путину просил разработать "механизм стимулирования производителей к выводу неэффективной генерации из эксплуатации за счет введения дифференциации оплаты мощности в зависимости от степени ее загрузки". Запуск механизма ранее планировался на 2027 год.
В "Совете рынка" (регулятор энергорынков) пояснили "Ъ", что при дифференциации для ТЭС вводится зависимость объема поставленной мощности от востребованности: для маловостребованной генерации снижается факт поставки, что сокращает платежи потребителей.
По данным регулятора, ранее правительство РФ утвердило индексацию цены КОМ на 2027 год из-за опережающего роста условно-постоянных затрат поставщиков, а новый проект постановления распространит это решение на оставшиеся месяцы 2025 года и 2026 год.
"Сообщество потребителей энергии", ссылаясь на расчеты "Совета рынка", указывает, что индексация цены КОМ в 2025-2026 годах на 15-20% сверх уже проведенной индексации по ИПЦ на 9,51% увеличит платеж экономики на 63-84 млрд руб. в год. "Считаем, что учет в цене мощности роста топливных затрат, уже учтенных в цене электроэнергии, методологически является ошибочным, ведет к необоснованному росту затрат экономики на энергоснабжение", - говорится в письме ассоциации вице-премьеру Александру Новаку. В "Совете рынка" сообщили "Ъ", что прирост платежей потребителей будет меньше.
В "Совете производителей энергии" заявили "Ъ", что в 2021-2024 годах индексы цен производителей и оплаты труда выросли на 59,8% и 71,3% соответственно. Инфляция же составила 42,7%, поэтому индексация необходима для частичной компенсации накопленного отставания. "Это позволит генерирующим компаниям обеспечивать эксплуатацию и ремонт оборудования, а механизм дифференциации оплаты мощности с 2025 года уменьшит выручку от реализации мощности и снизит эффект от индексации цены на мощность на 2025-2026 годы", - отмечают в ассоциации.
Ранее цена КОМ на 2025 год для первой ценовой зоны (европейская часть России и Урал) была определена на уровне 193,15 тыс.руб. за 1 МВт в месяц, для второй ценовой зоны (Сибирь) - 303,19 тыс.руб. за 1 МВт в месяц. В 2026 году в первой ценовой зоне поставщики получат 194,9 тыс.руб. за 1 МВт в месяц, во второй - 299,35 тыс.руб. за 1 МВт в месяц.
По оценкам директора Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергея Сасима, дополнительный прирост платежей за мощность в обеих ценовых зонах в 2025 году составит около 39 млрд руб., а в 2026 году увеличится на 64 млрд руб.
А досрочное внедрение принципа оплаты мощности, дифференцированной по степени загрузки, по его словам, снизит эффект от дополнительной индексации цены КОМ примерно в два раза. Итоговое влияние индексации, по его расчетам, дополнительно увеличит цену мощности в первой ценовой зоне на 2,5%, во второй ценовой зоне - на 6%.
С 2021 по 2024 годы образовался существенный разрыв между показателями ИПЦ и ИЦП из-за изменения ценовой и экономической ситуации, указывает господин Сасим, но разбалансировка сама по себе не является обязательным условием для немедленного увеличения цены КОМ. "Имеет смысл рассмотреть применение в процессе расчета цен КОМ композитного индекса с учетом использования фактора роста цен на ресурсы (материальные, трудовые и другие), изменения фактических условий оплаты труда и изменения цен на товары и услуги, подлежащие государственному регулированию", - считает эксперт.
Источник: