Конституционный Суд РФ уточнил срок для назначения проверки контролируемой сделки при получении уточненного уведомления
Конституционный Суд РФ постановлением от 14.07.2023 N 41-П признал абзац первый пункта 2 статьи 105_17 НК РФ не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому ему правоприменительной практикой, влечет исчисление предусмотренного им срока на принятие ФНС России решения о проведении проверки контролируемой сделки со дня получения уточненного уведомления в том случае, когда в первоначальном уведомлении были приведены сведения об этой сделке и налоговый орган в решении не обосновал, что новые содержащиеся в уточненном уведомлении сведения об этой или иных сделках являются значимыми для целей принятия соответствующего решения.
Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения. При этом он не лишен возможности дифференцировать сроки для назначения ФНС России проверки контролируемой сделки при получении первоначального или уточненного уведомления, в том числе с учетом того, получено уточненное уведомление до истечения двухлетнего срока со дня получения первоначального уведомления или после его истечения.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего постановления, исчисление срока для назначения проверки в отношении конкретной контролируемой сделки при получении уточненного уведомления налогоплательщика осуществляется в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, выраженными в постановлении, с исключением применения абзаца первого пункта 2 статьи 105_17 НК РФ в той мере, в какой он признан не соответствующим Конституции РФ.
Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.