Минэнерго поддержало переход на новый индекс для цен на топливо на АЗС

Минэнерго России поддержало идею перехода на композитный индекс инфляции для розничных цен на топливо вместо индекса потребительских цен (ИПЦ). Позиция министерства и соответствующие расчеты направлены на согласование в Минэкономразвития, Минфин, ФАС и "Российский топливный союз" (РТС) (документ есть в распоряжении ТАСС).


В письме, подписанном первым замминистра энергетики Павлом Сорокиным, отмечается, что текущие розничные цены на АЗС компаний, придерживающихся социально ориентированной ценовой политики, не обеспечивают достаточной рентабельности, поскольку рост отраслевых издержек не полностью учитывается в ИПЦ.


"Таким образом, переход на композитный индекс инфляции в системе нефтепродуктообеспечения не повлечет избыточного роста цен на АЗС при стабильных макропараметрах. Учитывая изложенное, Минэнерго России просит в возможно короткий срок представить позицию по указанному расчету", - говорится в документе.


По данным Минэнерго, композитный индекс инфляции на 2026 год составит 5,7%, что выше прогноза по ИПЦ (4%). Основной вклад в его рост вносит увеличение расходов на оплату труда. Так, повышение средней заработной платы в РФ и МРОТ, на которые приходится 40% веса в новом индексе (Минэнерго ссылается на данные РТС), прогнозируется на уровне 7,1%.

Помимо роста зарплат, в новый индекс предлагается включить с разными весовыми коэффициентами другие факторы: рост налоговой нагрузки (акцизы) - 25%, увеличение кредитной нагрузки из-за изменения ключевой ставки - 2%, повышение тарифов ЖКХ - 13%, рост транспортных тарифов - 10%, а также рост стоимости обновления основных средств - 10%.


Министерство указывает, что схожий принцип реализован для индексации тарифов на железнодорожные перевозки.

Ранее "Российский топливный союз" выступил с инициативой о переходе на использование композитного индекса вместо ИПЦ в качестве ориентира для регулирования розничных цен на топливо. РТС предлагал учитывать при ценообразовании на АЗС отраслевые издержки, которые, по мнению союза, не отражаются в индексе потребительских цен.


В качестве аргументации приводилось значительное повышение акцизов, рост налоговой нагрузки, тарифов и других затрат предприятий топливной отрасли.


После этого вице-премьер Александр Новак поручил ключевым ведомствам, включая Минэкономразвития, Минэнерго, Минфин, ФАС и Росстат, проработать предложение РТС и представить результаты.


Сообщалось, что Минэкономразвития России не поддержало эту инициативу. В письме, подписанном замминистра Михаилом Каминским, отмечалось, что предложение РТС нецелесообразно, поскольку действующие меры регулирования, включая демпферный механизм и временные ограничения на экспорт бензина, обеспечивают сдерживание роста цен.

В Минэкономразвития подчеркнули, что расчет композитного индекса не входит в компетенцию Росстата и не может быть официально статистически подтвержден. Кроме того, его применение может привести к "обнулению демпфера" и ускоренному росту цен на топливо, что косвенно повлияет на общий уровень инфляции.

Источник:

https://tass.ru/ekonomika/25709593