Минэнерго рассчитывает запретить работать ТСО, не имеющим собственного оборудования

27 Августа 2021

     Минэнерго РФ рассчитывает на принятие правительством постановления, которое ограничит деятельность территориальных сетевых организаций (ТСО), работающих на арендованном оборудовании, что следует из презентации Министерства энергетики, представленной на прошедшем 20 августа заседании штаба по обеспечению безопасности электроснабжения субъектов РФ и субъектов электроэнергетики в Сибирском Федеральном округе (СФО).
     
     "Минэнерго России разработало и внесло в правительство проект изменений в ПП РФ 184, ограничивающий работу ТСО, которые работают на арендуемом оборудовании", - говорится в презентации.
     
     Речь идет о проекте постановления, представленном Минэнерго еще в августе 2020 года. Планируется, что постановление вступит в силу с апреля 2022 года.
     
     Документ меняет критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства (ЭСХ) к ТСО и предполагает ужесточение требований к формам владения ТСО объектами ЭСХ без изменения качественных критериев.
     
     В частности, речь идет об исключении из перечня учитываемых при отнесении владельца объектов ЭСХ к ТСО объектов ЭСХ, которыми он владеет на основании договора аренды, финансовой аренды (если условиями такого договора не предусмотрен переход права собственности на объекты ЭСХ к лизингополучателю), договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имущества (за исключением объектов ЭСХ, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также в случае, если собственник объектов ЭСХ является основным или ДЗО по отношению к организации, оказывающей услуги по передаче электроэнергии с использованием указанных объектов).
     
     В пояснении Минэнерго к проекту постановления говорится, что "принятие документа позволит существенно сократить количество ТСО на территории РФ, тем самым снизить риски в отношении работы электросетей, а также неоптимального распределения ресурсов, связанных с их эксплуатацией, поддержанием и развитием, а дата вступления его в силу с 1 апреля 2022 года позволит осуществить плавный переход к "новым" критериям ТСО".
     
     В презентации Минэнерго указывается, что из 192 действующих на территории СФО ТСО 28 "можно будет лишить статуса после вступления в силу изменений в 184 ППРФ".
     

     Речь идет о ТСО, которые имеют свой статус за счет арендованного оборудования. При этом отмечается, что три из указанных ТСО имеют статус только за счет арендованных объектов ЭСХ, а 15 имеют объекты ЭСХ, находящиеся в собственности муниципалитетов.
     
     Сколько ТСО в целом по России могут потерять статус после принятия постановления, в Минэнерго не сообщают. На соответствующий запрос BigpowerNews в министерстве не ответили.
     
     В материалах Минэнерго по проекту постановления подчеркивается, что документ направлен на ТСО, работающих исключительно на арендуемом оборудовании.
     
     Между тем Минэкономразвития опасается, что изменения могут коснуться большинства ТСО и привести к их массовому отказу от эксплуатации значительного числа объектов электросетевого хозяйства. В частности, министерство считает, что предлагаемые изменения создают риск быть истолкованными органом госрегулирования тарифов таким образом, что при установлении тарифов на услуги ТСО по передаче электроэнергии в них будут включаться только расходы на содержание и эксплуатацию объектов ЭСХ, которые принадлежат на праве собственности исключительно самой ТСО или ее головной компании. При этом расходы на содержание и эксплуатацию объектов, которыми ТСО владеет по договорам, заключенным с иными лицами, не будут учитываться при установлении тарифов.
     
     Советник практики по проектам в энергетике юридической компании VEGAS LEX Юрий Татаринов также видит риски для добросовестных ТСО от принятия предлагаемых Минэнерго изменений.
     
     "Проект изменений вступает в формальное противоречие с положениями ГК РФ, закона об электроэнергетике N 35-ФЗ (допускающего возможность аренды ТСО объектов ЕНЭС), Правил оказания услуг по передаче электроэнергии N 861 (подразумевающих возможность владения ТСО объектами ЭСХ на установленных законом основаниях). В результате данный проект изменений может оказать негативное влияние на условия деятельности добросовестных ТСО, использующих для целей операционной деятельности эти гражданско-правовые модели владения объектами ЭСХ", - отмечает Юрий Татаринов.
     
     

     Источник:
     https://www.bigpowernews.ru