Минэнерго уточнит порядок утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики

3 Сентября 2021

     На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Минэнерго опубликовало уведомление о начале разработки проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики" (https://regulation.gov.ru/p/119647).
     
     В соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов осуществляется регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) на электрическую энергию (мощность) в отношении субъектов электроэнергетики, не соответствующих критериям отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977 (далее - Критерии), но для которых при установлении указанных цен (тарифов) может требоваться обеспечить учет расходов на инвестиции.
     
     В частности, федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов осуществляет установление цен (тарифов) в том числе: на электрическую энергию (мощность) генерирующих объектов производителей электрической энергии, поставляющих мощность в вынужденном режиме на территориях ценовых зон оптового рынка; на услуги по передаче электрической энергии для собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (далее - ЕНЭС).
     
     Минэнерго России отмечает, что законодательством Российской Федерации предусматриваются обязанности регулируемых организаций по выполнению мероприятий инвестиционного характера, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, расходы на которые подлежат учету в регулируемых государством ценах (тарифах), например, обязанности по: осуществлению технологического присоединения потребителей, в том числе к распределительным устройствам электростанции, при котором производитель электрической энергии выполняет функции сетевой организации в части выполнения необходимых условий договора об осуществлении технологического присоединения, предусмотренных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861; выполнению предписаний органов исполнительной власти, обязательных для исполнения; исполнению требований законодательства Российской Федерации, предъявляемых к объектам основных средств и нематериальных активов, используемым субъектом электроэнергетики для осуществления регулируемой деятельности, в том числе обязательных требований к соблюдению норм в сферах пожарной, химической, технологической, транспортной, информационной, санитарной, экологической, производственной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, безопасности зданий и сооружений, охраны труда, обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, безопасности персональных данных при их обработке, надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок; предотвращению возникновения аварии либо устранению ее последствий.
     
     Таким образом, учет расходов на вышеуказанные мероприятия в регулируемых государством ценах (тарифах), по мнению Минэнерго России, является необходимым условием для бесперебойной работы регулируемых организаций в сфере электроэнергетики, не отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются Минэнерго России либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе собственников или иных законных владельцев объектов электросетевого хозяйства, входящих в ЕНЭС, а также генерирующих объектов, поставляющих мощность в вынужденном режиме на территориях ценовых зон оптового рынка.
     

     Кроме того, учитывая, что в соответствии с Правилами осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики осуществляется Минэнерго России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации только в отношении утвержденных этими органами исполнительной власти инвестиционных программ, отсутствие у субъектов электроэнергетики, не соответствующих Критериям, утвержденных инвестиционных программ снижает прозрачность расходования инвестиционных ресурсов, включенных в цены (тарифы), регулируемые федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
     
     В целях системного решения вопроса по учету в регулируемых государством ценах (тарифах) расходов на инвестиции субъектов электроэнергетики, предусматривающих финансирование инвестиционных программ с использованием инвестиционных ресурсов, учитываемых при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) на электрическую энергию (мощность), государственное регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, необходимо обеспечить отнесение указанных субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также предусмотреть требования к раскрытию такими субъектами электроэнергетики информации об инвестиционной программе (проекте инвестиционной программы и (или) изменений, вносимых в инвестиционную программу) и отчетах о ее реализации с внесением соответствующих изменений в критерии отнесения субъектов электроэнергетики к числу субъектов, инвестиционные программы которых (включая определение источников их финансирования) утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти совместно с Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 977, а также стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 N 24.
     
     Проект будет способствовать цели обеспечения учета планируемых расходов субъектов электроэнергетики на инвестиции при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) на электрическую энергию (мощность), государственное регулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
     

     Планируемый срок вступления документа в силу - апрель 2022 года.
     
     
     По материалам:
     regulation.gov.ru