МЭР хочет признать "зелёными" только бесплотинные ГЭС, остальным придётся оплатить экспертизу

     Гидроэнергетика России может столкнуться с дополнительными издержками из-за проверок на экологичность, считают представители бизнеса. По их оценкам, за "зеленый" статус отрасли придется заплатить порядка 3-5 млрд рублей. Проект постановления правительства о "зеленой" таксономии предполагает, что экологичными без дополнительных проверок будут считать только ГЭС без плотин, которые составляют 10% от таких станций в России. Проекты, не признанные "зелеными", не смогут получить льготы и господдержку. Поэтому En+, "Русгидро" и ассоциация "Гидроэнергетика России" попросили вице-премьера Александра Новака включить ГЭС с плотинами в список экологичных объектов. Хотя у гидроэлектростанций нет выбросов в атмосферу и гидросферу, в их работе всё же есть риски: смена режима реки приводит к изменению состава фауны и иногда флоры, отметили экологи.
     
     Ассоциация "Гидроэнергетика России" и компании En+ и "Русгидро" в июне направили письма вице-премьеру РФ Александру Новаку с просьбой пересмотреть критерии разработанной ВЭБ.РФ и Минэкономразвития "зеленой" таксономии. С содержанием писем ознакомились "Известия". По нынешней редакции проекта постановления правительства, "зелеными" без дополнительных критериев и проверок будут признаны только ГЭС без плотин, следует из ответов Минэкономразвития и Минэнерго "Известиям". Гидроэлектростанции, не признанные "зелеными", не смогут получить льготы и господдержку.
     
     - Проект постановления устанавливает, что проекты, реализуемые на плотинных ГЭС, к которым относятся более 90% ГЭС в России, соответствуют целям и основным направлениям реализации "зеленых" проектов в РФ (таксономии "зеленых" проектов) только в случае выполнения сложной, длительной и абсолютно ненужной для ГЭС процедуры подтверждения и верификации эффекта воздействия на окружающую среду и климат, - отметили в En+.
     
     Гидроэнергетики считают, что проверки ГЭС с плотинами на экологичность выльются в миллиардные издержки.
     
     - Если будет предложен метод измерений выбросов парниковых газов с поверхности водохранилищ, то это потребует проведения исследований в течение трех лет в разные сезоны. Для определения суммарных выбросов от ГЭС страны нужно предусмотреть измерения на 100-130 водохранилищах ГЭС, что оценочно потребует 3-5 млрд рублей, - отметил директор ассоциации "Гидроэнергетика России" Олег Лушников. В случае привлечения верификатором аккредитованных зарубежных компаний эта цифра вырастет в три-четыре раза, добавил он.
     
     В аппарате Александра Новака "Известиям" сообщили, что обращение представителей отрасли будет проработано.
     
     В письме ассоциации "Гидроэнергетика России" указано на увеличение сроков (более трех лет) и стоимости (сотни млн рублей на одну ГЭС) выполнения проектов, реализуемых с госфинансированием, из-за дополнительных работ и обоснований. Также там считают, что из-за проектируемых норм кредиты для отрасли подорожают на 1-2%. Большая часть коммерческих российских и зарубежных банков связывает ценовые условия выдаваемых кредитов с соответствием финансируемых проектов целевым ESG-индикаторам устойчивого развития, пояснили в En+.
     
     - Стоимость новой ГЭС средней мощности в российской и международной практике составляет примерно 40-50 млрд рублей, сроки строительства - 5-9 лет. Таким образом, удорожание заемного капитала составит десятки миллиардов рублей, что не будет способствовать инвестиционной привлекательности отрасли, - заключил Олег Лушников.
     
     Кроме того, в ассоциации увидели риск затруднения экспорта электроэнергии ГЭС в Евросоюз в случае введения трансграничного углеродного регулирования.
     
     В "Русгидро" "Известиям" сказали, что проект постановления ограничивает потенциал устойчивого развития гидроэнергетики России как одной из углеродно-нейтральных национальных отраслей, а также несет серьезные потенциальные риски для российских экспортеров и снижение конкурентоспособности отечественных производителей на мировой арене после распространения углеродного регулирования в ЕС.
     
     В ВЭБ.РФ "Известиям" заявили, что не согласны с тезисом о том, что разработанная госкорпорацией и Минэком таксономия создает дополнительные риски, регуляторную нагрузку или ограничения для доступа на рынки капитала для тех или иных компаний. Методология по "зеленому" финансированию - исключительно добровольная и необязательная к применению, отметили в ВЭБ.РФ.
     
     - Мы ожидаем, что даже по мере достижения рынка "зеленого" финансирования в России зрелого уровня на него будет приходиться лишь меньшая часть всего корпоративного финансирования (не более 20-30%), - добавили в ВЭБ.РФ.
     
     В Минэнерго "Известиям" сказали, что параметры верификации, особенности, формат и необходимый объем работ по ее проведению сейчас в разработке. Проект постановления пока в стадии предварительного обсуждения, поэтому говорить о финансовых последствиях для плотинных ГЭС на данном этапе преждевременно, добавили в ведомстве.
     
     Минэкономразвития уже учитывало предложения отрасли и включило ГЭС без плотин в таксономию "зеленых" проектов, а плотинные - в таксономию адаптационных, сказал "Известиям" замглавы ведомства Илья Торосов.
     
     - В таксономию "зеленых" проектов плотинные ГЭС могут попасть с оговоркой, что воздействие на окружающую среду будет определяться инициатором проекта и подтверждаться верификатором, так как при создании крупных плотин может заливаться огромная территория, что само по себе наносит вред окружающей среде, - заявил он.
     
     Илья Торосов отметил, что ESG-повестка касается не только углеродной нейтральности.
     
     - Нужны исследования российских ГЭС для подтверждения соответствия. Получается, как в анекдоте: одно лечим - другое калечим. Так нельзя. Этот же тезис содержится и в международной таксономии "зеленых" проектов, например CBI. Там учитывается два критерия для плотинных ГЭС, один из которых - эмиссия СO2. А нам необходимо признание нашей таксономии международным экспертным сообществом, и рисковать многомиллиардным рынком иностранного капитала мы не станем, - заявил Илья Торосов.
     
     Затраты бизнеса, связанные с природоохранными мерами, негативно скажутся на прибылях отдельных ГЭС, считает замруководителя ИАЦ "Альпари" Наталья Мильчакова. Снизится и спрос на облигации компаний гидроэнергетики или холдингов, в структуру которых входят плотинные ГЭС, построенные еще в советские времена, полагает аналитик. Она подчеркнула, что крупнейшие плотинные ГЭС Сибири поставляют энергию российским металлургам. То есть потенциальные риски от непризнания таких ГЭС "зелеными" несут еще и российские экспортеры металлов в Евросоюз, уверена Наталья Мильчакова.
     
     Хотя у ГЭС нет выбросов в атмосферу и гидросферу, в их работе всё же есть экологические риски, считает первый зампред общественного совета при Минприроды Александр Закондырин. Смена режима реки приводит к изменению состава фауны и иногда флоры, объяснил эколог.
     
     ГЭС с плотиной на этапе постройки и затопления территории действительно оказывает влияние на экологию и природу, поэтому каждая такая постройка уже сейчас проходит множество этапов согласования, и дополнительная международная верификация не должна затягивать этот процесс, отметил исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артем Тузов. Для многих российских компаний высокая доля гидрогенерации в структуре энергоснабжения может в будущем стать важным конкурентным преимуществом на внешних рынках за счет ее экологичности, добавил замруководителя экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
     
     
     Источник:
     iz.ru