Муниципалитеты будут определять эксплуатанта бесхозных объектов теплоснабжения

21 Июня 2021

     Муниципалитетам хотят дать право определять эксплуатирующую организацию бесхозных источников тепловой энергии. Такой закон принят 16 июня Госдумой и направлен в Совет Федерации.
     
     В 2019 году депутатами Тюменской областной Думы внесен в Госдуму РФ законопроект N 742581-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О теплоснабжении" (https://sozd.duma.gov.ru/bill/742581-7). Документ был принят в первом чтении 19 февраля 2020 года. Авторы отмечают, что в муниципальных образованиях есть системы локального теплоснабжения в виде малых и средних котельных, рассчитанных на несколько многоквартирных домов или  малоэтажных зданий. Но если эти котельные не относятся к каким-либо тепловым сетям, органы местного самоуправления лишены возможности определить эксплуатирующую организацию на период до оформления права собственности на данный объект.
     
     Поправки, по мнению разработчиков проекта, должны решить проблему передачи бесхозных котельных на обслуживание единым теплоснабжающим организациям (ЕТО). Как пояснила председатель комитета по экономической политике и природопользованию Инна Лосева, в настоящее время федеральным законодательством определен порядок признания права собственности на бесхозяйные тепловые сети, однако эта норма не распространяется на источники тепловой энергии - ТЭЦ или котельные. В результате муниципалитет не может на законных основаниях принять в собственность тепловую сеть вместе с источником. При этом источник тепловой энергии, в отличие от тепловых сетей, не может функционировать без эксплуатирующего персонала.
     
     Однако на первых этапах рассмотрения документа тепловики раскритиковали законопроект, посчитав, что реализация поправок повлечёт негативные последствия для отрасли - в части дополнительных трудностей, связанных с проверкой состояния такого объекта, постановкой на учёт, а также значительных финансовых затрат, не предусмотренных в бюджете ЕТСО.
     
     В действующей версии законопроекта предлагается распространить исключительный порядок определения теплосетевой организации, предусмотренный ч.6 ст.15 ФЗ N 190-ФЗ, в том числе и на бесхозяйные объекты теплоснабжения, при этом затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию такого объекта теплоснабжения будут учитываться при установлении тарифов.
     
     Обязанность по проведению проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной, экологической, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики, проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, возлагается на ОМСУ.
     

     Также ОМСУ обязаны уведомить энергонадзор о выявлении такого объекта теплоснабжения и направить заявление о выдаче разрешения на допуск его в эксплуатацию.
     
     В течение 30 дней с даты принятия Росреестром на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения ОМСУ обязан определить теплосетевую организацию, чьи тепловые сети непосредственно соединены с тепловой сетью, являющейся бесхозяйным объектом теплоснабжения; либо единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят тепловая сеть и (или) источник тепловой энергии, являющиеся бесхозяйными объектами теплоснабжения, и которая будет осуществлять содержание и обслуживание указанных объектов теплоснабжения.
     
     Принятие законопроекта устраняет правовой пробел и установит режим бесхозяйных тепловых сетей на бесхозные источники тепловой энергии, кроме того, муниципалитеты смогут определять теплоснабжающую организацию, которая обязана обслуживать котельные, и правила учёта затрат при установлении тарифов.
     
     
     По материалам:
     https://sozd.duma.gov.ru/bill/742581-7www.rosteplo.ru,
     https://sozd.duma.gov.ru/bill/742581-7www.rosteplo.ruwww.pnp.ru,
     sozd.duma.gov.ru