На заседании комитета Госдумы по энергетике обсудили внедрение института СТСО
11 июня 2025 года на расширенном заседании Комитета Государственной Думы по энергетике был рассмотрен вопрос о предварительных итогах реализации Федерального закона № 185-ФЗ от 13 июля 2024 года "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (федеральный закон о создании системообразующих территориальных сетевых организаций (СТСО), вступивший в силу 1 сентября 2024 года).
Открывая мероприятие, председатель Комитета Николай Шульгинов отметил, что принятие закона стало очередным этапом работы по консолидации электросетевого комплекса, которая идет с 2023 года.
Предоставленная в рамках реформы электроэнергетики возможность частным компаниям владеть электросетевым имуществом, оказывать услуги по передаче электроэнергии и осуществлять технологическое присоединение привела к появлению большого числа сетевых организаций (ТСО) и бесхозяйных сетей.
"Это привело к частичной децентрализации системы управления электросетевым комплексом, росту аварийности и износа сетей ввиду отсутствия инвестиций в сети непрофессиональных участников рынка, снижению показателей надежности энергоснабжения потребителей, "перекосам" в тарифном регулировании и общему недоинвестированию в 1 трлн руб.", - заявил Николай Шульгинов.
В 2023 году началось ужесточение критериев ТСО. Однако, как показала практика, простого снижения количества хозяйствующих субъектов недостаточно для разрешения сложившейся ситуации. Это предопределило необходимость создания в каждом субъекте РФ института СТСО как единого центра ответственности за развитие электросетевого комплекса в регионе, за ликвидацию аварий на сетях и осуществление инвестиций в их строительство и модернизацию.
Федеральный закон действует меньше года, и практика его реализации уже выявляет проблемы нормативно-правового характера, требующие урегулирования.
К ключевым вопросам, по мнению Комитета по энергетике, можно отнести:
- несоблюдение нормативных сроков определения СТСО в регионах, заключения договоров о порядке использования объектов электросетевого хозяйства с действующими ТСО и передаче в СТСО этих объектов регионами и муниципалитетами;
- неполнота и невозможность проверить достоверность информации о реальном количестве и титуле условных единиц в перечнях объектов, подлежащих передаче в СТСО (что приводит к их завышению в тарифном регулировании);
- неопределённость в вопросе о признании действующих договоров аренды электросетевых объектов обременением, позволяющим не передавать объекты публичной собственности в СТСО;
- "ускоренная приватизация" региональных и муниципальных объектов как уход от передачи таких объектов в СТСО и другие.
"Также обеспокоенность Комитета вызывают поступающие от СТСО и регионов данные о грубых нарушениях требований законодательных процедур в этой части, что требует принятия мер прокурорского реагирования, инициирования судебных разбирательств, а также возбуждения уголовных дел", - отметил Николай Шульгинов.
Заместитель Министра энергетики РФ Евгений Грабчак сообщил, что на 1 января 2025 года количество ТСО составило 619 организаций, что на 66% ниже количества ТСО на 1 января 2022 года. Дальнейшая консолидация будет проводиться преимущественно на базе СТСО.
Евгений Грабчак отметил, что соответствующий закон направлен на стимулирование развития отечественного электросетевого комплекса и повышение надежности энергоснабжения конечных потребителей. "Закон о внедрении института СТСО является логичным продолжением консолидации электросетевого рынка", - сказал Евгений Грабчак, подчеркнув, что системообразующие территориальные сетевые организации стали единым центром ответственности за обеспечение качественного энергоснабжения. На них возложены обязательства по эксплуатации бесхозных объектов электросетевого хозяйства (ОЭСХ) и ликвидации последствий аварий в сетях других собственников по решению региональных властей.
Заместитель Министра энергетики РФ рассказал о работе, которую Минэнерго России ведет по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность СТСО и ТСО.
Речь идет об ужесточении критериев СТСО и ТСО путем учета при оценке только электросетевого имущества, которым организация владеет на праве собственности; уточнении порядка определения заявленной мощности в договоре на оказание услуг по передаче электроэнергии, а также определения места исполнения обязательств по договорам между СТСО и потребителями.
Кроме того, проводится работа по уточнению требований по обеспечению надежности энергоснабжения при "котловой схеме" договоров со стороны ТСО.
"Для дальнейшего совершенствования условий функционирования СТСО необходимо внесение изменений в законодательство. Полагаем необходимым усилить роль СТСО в согласовании инвестиционных программ ТСО, ввести ответственность за уклонение от заключения так называемых ДоПИ, договоров об использовании электросетевых объектов, с СТСО. В целях исключения формирования противоречивой судебной практики в отношении части региональных и муниципальных сетей, подлежащих передаче в СТСО, полагаем необходимым закрепить на уровне федерального закона прямое указание о прекращении действия договоров аренды региональных и муниципальных сетей для их передачи в СТСО в обязательном порядке", - заявил Евгений Грабчак.
Кроме того, обсуждается вопрос совершенствования критериев СТСО и ТСО путем учета при оценке таких критериев только электросетевого имущества, которым организация владеет на праве собственности, добавил Евгений Грабчак.
Также ведется работа по уточнению порядка определения заявленной мощности в договоре на оказание услуг по передаче электрической энергии и определению места исполнения обязательств по договорам между СТСО и потребителями электрической энергии.
Распространённой проблемой при внедрении института СТСО также оказалась непрозрачность сетевых активов, что создаёт трудности при анализе тарифных заявок и инвестиционных программ. На сегодняшний день СТСО выполняют функции эксперта при рассмотрении тарифных заявок других ТСО в своём регионе - в законе это фигурирует как "имеют право принимать участие", отметил г-н Грабчак. Первоначально Минэнерго хотело прописать прямое участие СТСО в анализе и утверждении инвестпрограмм ТСО с соответствующей ответственностью, но эта норма была исключена. Сейчас ФАС готовит внедрение эталонов затрат при расчёте сетевых тарифов, что по всей видимости, нивелирует риски завышения объёмов условных единиц сетевого оборудования со стороны ТСО при подаче тарифных заявок для увеличения выручки. Замминистра поблагодарил прокуратуру, которая инициировала ряд громких дел, связанных с такой практикой, в частности, в Ульяновске, Самаре и др.
"Если бы СТСО имела возможность прямого доступа к этим тарифным заявкам, было бы намного проще, потому что в соответствии с договорами о пользовании имуществом СТСО должна обладать полной информацией о сетевом хозяйстве", - отметил Евгений Грабчак.
По его словам, после завершения текущего тарифного цикла необходимо возвращаться к вопросу контроля над ТСО и наделить СТСО правом вето при согласовании инвестпрограмм других сетевых компаний.
Эксперты СТСО, чьё мнение учитывается при составлении заключений об обоснованности заявок ТСО, проводят оценку достоверности предоставленных данных, а также анализируют основные технико-экономические показатели ТСО за два предшествующих года. При этом отказ сетевых компаний от предоставления информации со ссылкой на коммерческую тайну невозможен, подчеркнул замглавы ФАС Геннадий Магазинов. В будущем необходимо более чётко прописать порядок и объёмы информации, предоставляемой экспертам, заявил он.
Заместитель Руководителя ФАС России Геннадий Магазинов в целом подтвердил выводы Комитета и Минэнерго России о выявленных в ходе применения закона об СТСО проблемах, сделав акцент на вопросе достоверности и доступности для экспертов СТСО информации о реальном количестве и титуле условных единиц в перечнях объектов, подлежащих передаче в СТСО и его влиянии на тарифное регулирование. По мнению ФАС, частично снять проблему позволит введение метода эталонных затрат. Что касается непосредственно тарифно-балансовых решений, для более точных выводов о работе закона, вступившего в действие 1 сентября 2024 года, нужно пройти весь тарифный период, включая тарифную компанию 2026 года.
Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной Прокуратуры РФ Наталья Федотова проинформировала участников заседания о результатах инициированной Генеральным прокурором РФ И.В.Красновым в феврале 2025 года проверки исполнения федерального законодательства о СТСО. Ее причиной стала серьезность ситуации с несоблюдением на местах требований федерального закона, в том числе несвоевременной передачей активов и злоупотреблением правом приватизации. Так, в ходе целого ряда прокурорских проверок удалось выявить многочисленные факты несвоевременной подачи и некорректного составления списков электросетевых объектов, неправомерного использования договоров аренды и так далее. Так, например, в Тамбовской области только после вмешательства прокуратуры список объектов вырос до адекватных восьми тысяч - а до этого в нем насчитывался... 41 объект. В Дагестане процесс формирования списков не начался вообще, в Тверской области стартовал только в середине апреля - хотя по закону все должно было быть готово еще в сентябре прошлого года. Аналогичные или похожие проблемы выявили также в республиках Алтай и Башкортостан, в Северной Осетии и ряде других регионов. Результаты проверки войдут в Решение Комитета по итогам расширенного заседания. Представитель Генпрокуратуры отметила полную поддержку ведомством введения института СТСО и необходимость безусловного соблюдения требований соответствующего законодательства.
Добавляет проблем и тот факт, что текущее законодательство в области регуляторной гильотины, по словам участников заседания, сформулировано так, что контрольные ведомства - в частности, Ростехнадзор - зачастую попросту не могут зайти на ту или иную площадку и посмотреть, что там происходит. В итоге на статус СТСО могут претендовать, например, разрушенные или вообще несуществующие компании, которые формально соответствуют критериям.
Представитель тарифного регулятора Московской области на заседании думского комитета предложил увеличить минимальные нормативы, необходимые для получения статуса ТСО, до 1000 МВА трансформаторной мощности (сейчас - 150 МВА) и 5 тыс.км ЛЭП (300 км). До начала ужесточения норм в Подмосковье действовали 42 ТСО, сейчас их количество снизилось до 22, а в случае перехода к озвученным требованиям уменьшится до четырёх, отметил он.
"Как положительный опыт трактуем практику лишения статуса ТСО на основании наличия иностранных собственников. У нас из-за этого уже несколько компаний лишены статуса, например, в Санкт-Петербурге есть хороший опыт по этому поводу. Практика в части выявления иностранных собственников пока ещё не сформировалась, будем дальше эту тему докручивать: что является влиянием и признаки этого влияния на электросетевое хозяйство", - заявил замглавы Минэнерго.
С признанием иностранного контроля есть проблема - лишить такую подконтрольную компанию статуса ТСО можно только через суд, отметил первый зампред думского комитета Валерий Селезнёв. Г-н Магазинов подтвердил наличие проблемы и сообщил, что сейчас готовятся поправки, призванные устранить этот пробел в законодательстве.
Резюмируя дискуссию, председатель Комитета Николай Шульгинов отметил, что сложности на начальном этапе реализации закона об СТСО были ожидаемы. Их выявление и дальнейшее совершенствование нормативной базы позволит добиться поставленных при принятии закона целей, даст возможность под эгидой СТСО развивать и модернизировать сети, пресекать нарушение порядка установления тарифов, снизить потери в сетях, эффективнее выявлять факты незаконного подключения к сетям и хищения электроэнергии.
По итогам обсуждения Комитет будет рекомендовать Правительству РФ продолжить работу по консолидации электросетевого комплекса с опорой на технические критерии; Генеральной Прокуратуре РФ - направить в Комитет информацию об имевших место в 2021-25 гг. в субъектах Российской Федерации фактах длительного прекращения энергоснабжения, вызвавших наибольший общественный резонанс, их причинах и мерах прокурорского реагирования; действующим ТСО, уполномоченным органам государственной власти регионов и муниципальным органам - обеспечить безусловное исполнение требований законодательства в части создания и функционирования СТСО. Также в Решение войдут предложения, прозвучавшие в ходе расширенного заседания.
По материалам:
http://komitet-energo.duma.gov.ru/novosti/9285cc89-a3cb-4899-bc6f-573f38045ae3