24.01.2020

Начата разработка ГОСТ на отзыв автомототранспорта

     Установочное совещание по разработке ГОСТ на критерии и механизмы отзыва автомобилей состоялось 20 января в Росстандарте. Мероприятие провел замглавы ведомства Алексей Кулешов.
     
     В совещании приняли участие председатель технического комитета "Дорожный транспорт" Сергей Аникеев, генеральный директор АО "Электронный паспорт" Илья Минкин, руководитель Объединения автовладельцев России Игорь Коровкин, представители Всероссийского союза страховщиков, а также компаний - производителей автомототехники.
     
     Необходимость разработки такого стандарта возникла из-за отсутствия каких-либо регулирующих документов, касающихся отзыва продукции автомобилестроения. В настоящее время есть возможность руководствоваться только ГОСТ Р ИСО 10393-2014 "Отзыв потребительских товаров. Руководство для поставщиков", который предназначен для всех групп продукции. Но в автомобильной сфере есть своя специфика, и стандарт даст определение таким понятиям, как отзывная кампания, порядок её осуществления, порядок взаимодействия автопроизводителей и дилерских центров с государственными органами и автовладельцами, определит, какие нарушения должны подпадать под отзывную кампанию, а какие можно отнести к кампании по сервисному обслуживанию.
     
     Разработкой стандарта займется технический комитет по стандартизации "Дорожный транспорт" (ТК 056) на базе НАМИ в тесном сотрудничестве с автопроизводителями, которые примут участие в обсуждении и дадут свои предложения. Также планируется выстроить взаимодействие со Всероссийским союзом страховщиков, так как именно страховые компании наиболее сотрудничают с автовладельцами, а сегодня существует проблема с доведением информации об отзывных кампаниях до владельцев транспортных средств. Еще одним вариантом оповещения будет занесение информации об отзывной кампании в электронный паспорт транспортного средства. Единая система отзывов автомобилей и ее оформление по единообразным правилам в рамках ГОСТ позволит отрегулировать работу всей цепочки организаций, которые обеспечивают жизненный цикл транспортного средства и его соответствие требованиям технического регламента.
     
     В 2019 году Росстандарт, являющийся органом государственного надзора за конструктивной безопасностью автомобилей*, согласовал 139 программ мероприятий по предотвращению причинения вреда при эксплуатации транспортных средств. Общее количество отозванных транспортных средств составило 649594 единицы. Всего с 2015 года, когда Росстандарт начал активно развивать механизмы отзыва автомобилей, под отзыв попало более 3,5 млн единиц транспортных средств.
     

     Для решения задачи по информированию автовладельцев на сайте Росстандарта с 1 ноября 2019 года появился интерактивный поиск, позволяющий по VIN-номеру транспортного средства определить, подпадает ли оно под отзыв. Также для заинтересованных организаций в открытом доступе имеется весь реестр отозванных транспортных средств, размещенный в форме набора открытых данных. Это только первый этап проекта по информированию автовладельцев в режиме интерактивного поиска.
     
     На втором этапе в 2020 году Росстандартом планируется создать сервис личного кабинета для производителей (поставщиков) транспортных средств. Автопроизводители получат инструмент для информирования Росстандарта и автовладельцев о новых отзывных кампаниях, а также для отчетности о ходе реализации программ по устранению неисправностей. Кроме того, в 2019 году Росстандарт и "Яндекс.Вертикали" подписали Соглашение, в рамках которого ведётся оперативная передача информации об отзываемых автомобилях для размещения на сервисе Auto.ru.
     
     * Росстандарт осуществляет надзор за соответствием выпускаемых в обращение автомобилей требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утверждённым 28 июня 2018 г. Приказом N 1321. Программа мероприятий об отзыве продукции представляется на согласование в Росстандарт в соответствии с положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
          
     
     Источник:
     https://www.gost.ru/