Энергетики просят вывести Северный Кавказ, Тыву, Бурятию и Карелию на ОРЭМ

1 ноября 2022

     Генкомпании и промышленность просят правительство не откладывать перевод Северного Кавказа, Тывы, Бурятии и Карелии на свободные рыночные цены на электроэнергию. Они предлагают снижать льготные тарифы для бизнеса в регионах с 2023 года, но более медленными темпами - по 5% за полгода. Энергетики из-за льготных режимов суммарно недосчитались уже 125 млрд руб. Инициатива лучше продления льгот, полагают аналитики, однако опасаются всплеска неплатежей в республиках из-за роста цен.
     
     Энергокомпании и промпотребители электроэнергии попросили вице-премьера Александра Новака не откладывать вывод республик Северного Кавказа, а также Тывы, Бурятии и Карелии на оптовый энергорынок.
     
     Они предлагают начать снижение льготных тарифов, как и планировалось, с 2023 года, но по 5% за полугодие вместо планируемых 10%.
     
     Об этом говорится в совместном письме "Совета производителей энергии" и "Сообщества потребителей энергии" ("Ъ" видел документ от 26 октября, в ассоциации подтвердили отправку). В аппарате господина Новака сказали, что документ еще не поступал. В Минэнерго не ответили на запрос.
     
     Сейчас коммерческие потребители девяти регионов, в том числе Северного Кавказа, покупают электроэнергию по низким тарифам, не по свободным рыночным ценам, как остальная часть РФ. Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго подготовить поправки, откладывающие либерализацию цен в регионах до 2025 года (см. "Ъ" от 18 октября). В Карелии льготный режим должен полностью завершиться в 2023 году, но его могут продлить: по данным "Ъ", поправка уже поступила в Минюст.
     
     Регулируемые тарифы в республиках в 1,5-2 раза ниже свободных цен оптового энергорынка, иногда даже меньше себестоимости, но эта разница не компенсируется энергокомпаниям, говорится в письме. За 11 лет действия особого режима генкомпании недополучили около 125 млрд руб.
     
     Снижение выручки "ограничивает проведение работ" по модернизации объектов, что не приводит к увеличению надежности энергоснабжения, предупреждают авторы.
     
     Ассоциации также просят оставить возможность незначительного ускорения отмены льгот в республиках, если сетевые и энергосбытовые компании, например, станут хуже платить по счетам.
     

     Бизнес остальной части страны при этом вынужден, по сути, субсидировать энергетику в льготных республиках: финансовая нагрузка на потребителей других регионов составляет около 30 млрд руб. в год. Такое перекрестное субсидирование искажает экономические стимулы для бизнеса, расположенного "зачастую в одинаковых климатических и социально-экономических условиях". Например, в Ставропольском крае оптовая цена электроэнергии за восемь месяцев текущего года достигла 2,8 руб. за 1 кВт·ч, а в соседней Кабардино-Балкарии - 1,63 руб., говорится в письме.
     
     В "Совете рынка" (регулятор энергорынков) сказали "Ъ", что письмо потребителей и производителей "говорит об актуальности вопроса для всех участников рынка и единстве позиций, что бывает крайне редко". Там назвали идеи ассоциаций "вполне приемлемыми в качестве компромиссного варианта". Чем дольше будет откладываться переход всех регионов к рынку, говорят в ассоциации, тем труднее и болезненнее будет процесс для них потом, а сокращение объемов межтерриториального перекрестного субсидирования может положительно сказаться на ценах для большинства потребителей страны.
     
     Предложение энергетиков снизить темпы либерализации цен в особых регионах, конечно, лучше бесконечного продления льгот, считает Сергей Роженко из Kept, тема лежит больше в политической, чем в экономической плоскости.
     
     "Основная проблема данной схемы даже не в ее наличии, а в низкой гибкости и селективности инструмента: поддержку получают все без исключения потребители, даже не нуждающиеся в ней", - говорит он.
     
     
     Источник:
     http://www.kommersant.ru