Несоответствие ТС требованиям для транспортировки отходов послужило основанием для отказа в лицензии

Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением к управлению Росприроднадзора (далее - Управление), оспаривая отказ в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (далее - Лицензия).

Суды первой и апелляционной инстанций не удовлетворили исковые требования Общества. Не согласившись с судебными актами, Общество подало кассационную жалобу, в которой просило отменить принятые решения и удовлетворить первоначальный иск.

В своей кассационной жалобе Общество утверждало следующее:

1. Управление не имеет права произвольно расширять перечень лицензионных требований, поскольку этот перечень является исчерпывающим.

2. В материалах дела имеются доказательства, подтверждающие, что на транспортных средствах, предъявленных к осмотру (далее - ТС), имелись специальные отличительные знаки, обозначающие определенный класс опасности отходов.

3. Управление не уполномочено оценивать отсутствие свидетельства о допуске к перевозке опасных грузов, так как это выходит за рамки его компетенции. Кроме того, Управлением не доказано, что используемые Обществом ТС требуют получения свидетельства о допуске в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ).

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Росприроднадзор с заявлением о предоставлении лицензии на транспортировку отходов I-IV классов опасности.

Вместе с заявлением были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности".

После получения заявления Управлением была проведена выездная проверка для оценки соответствия Общества лицензионным требованиям.

В результате этой проверки был составлен акт оценки, в котором Управление указало, что Общество не соответствует требованиям, поскольку у него отсутствуют специализированные транспортные средства (далее - ТС) для транспортирования отходов I-II классов опасности, оборудованные необходимыми знаками и принадлежащие ему на законных основаниях.

В связи с этим Управление отказало в предоставлении Лицензии.

Суды, рассматривая дело, отметили, что Обществом заявлен вид лицензируемой деятельности - транспортирование отходов I-IV классов опасности. При этом отходы I класса опасности относятся к особо опасным отходам в силу своих характеристик.

Следовательно, при транспортировке отходов I класса опасности необходимо соблюдать требования, установленные Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200.

Согласно Правилам, перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями "A" и "B" ДОПОГ и Правилами.

Как установлено Управлением:

1. Обществом для осуществления лицензируемой деятельности заявлены арендованные ТС, оснащенные специальным знаком ДОПОГ и знаком "Опасный груз" (прямоугольник оранжевого цвета). Однако специальный знак, обозначающий класс опасности отхода, к ТС не прикреплен, а стоит за лобовым стеклом.

2. В перечне отходов, приложенном к заявлению о получении Лицензии, Общество планирует транспортировать отходы, входящие в группу "Отходы производства прочих химических продуктов", содержащие взрывчатые вещества.

Согласно ДОПОГ, на ТС, предназначенные для перевозки взрывчатых веществ, необходимо получить свидетельство о допуске.

Свидетельство о допущении указанных ТС к перевозке опасных грузов, а также документы о приспособленности этих ТС к перевозке всех заявленных опасных грузов у Общества отсутствуют.

3. Общество планирует транспортировать отходы, имеющие в своем составе пестициды и агрохимикаты. Согласно ст. 20 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", транспортировка веществ, предметов, материалов, имеющих в своем составе пестициды и агрохимикаты, допускается только в специально оборудованных ТС. Доказательства наличия у Общества таких ТС либо соответствия этим требованиям заявленных выше ТС не представлены.

На основании представленных фактов Управлением были отклонены все доводы Общества.

Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.12.2024 № А56-82958/2023.

Больше судебных решений вы найдете в разделе "Практика разрешения споров в области экологии".