НИУ ВШЭ выявил перспективные цифровые технологии ТЭК

25 января 2022

     Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ применил систему анализа больших данных iFORA для выявления перспективных цифровых технологий в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) и сопоставил приоритетные направления научного поиска в этой сфере с актуальной повесткой мирового рынка.
     
     Эксперты пришли к выводу, что цифровые решения широко применяются в различных секторах ТЭК: в электроэнергетике, нефтегазовой и угольной промышленности.
     
     По данным ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, спрос российского ТЭК на передовые цифровые технологии в 2020 году оценивался на уровне 30,7 млрд рублей с перспективой роста в 13,5 раза к 2030 году до 413,8 млрд рублей.
     
     В электроэнергетике доминируют решения, связанные с развитием децентрализованных энергосистем, интеграцией больших объемов "зеленой" электроэнергии в сеть и эффективным межотраслевым использованием ресурсов.
     
     Первое место в рыночной аналитике и второе место в научных исследованиях занимают активно-адаптивные сети (smart grid), применяемые в централизованных энергосистемах. Данные технологии обеспечивают надежность и увеличивают эффективность передачи энергии путем интеграции в единую среду различных типов устройств генерирующих организаций, поставщиков энергии и потребителей. Решения на основе "умных" сетей особенно востребованы в энергодефицитных районах.
     
     "Умные" счетчики (smart meters) позволяют отслеживать в режиме реального времени объем потребления энергии и передают информацию потребителю (для управления энергопотреблением) и ресурсоснабжающей организации (для принятия решений об оптимизации использования объектов инфраструктуры). Такие устройства способствуют экономному потреблению энергии и занимают третье место в исследованиях и второе место на рынке.
     
     На основе цифровых технологий возникают новые бизнес-модели. Наиболее распространенная из них - "Энергия как услуга" (Energy-as-a-service, EaaS) - позволяет потребителям за абонентскую плату использовать оборудование энергоснабжающих компаний и получать услуги по управлению энергопотреблением. Энергосервисные компании сами разрабатывают, организуют, финансируют и внедряют проекты, направленные на энергосбережение, снижение стоимости электроэнергии и своих затрат. "Энергия как услуга" способствует более широкому использованию "зеленой" энергии и занимает седьмое место в рейтинге исследований и третье место среди популярных бизнес-решений.
     
     Цифровые решения в ТЭК призваны увеличить эффективность различных бизнес-процессов (например, прогнозировать состояние оборудования и управлять им дистанционно), повысить добавленную стоимость по всей цепочке (от добычи до переработки ископаемых энергоресурсов), обеспечивать взаимодействие компаний из разных отраслей ТЭК.
     

     Многие популярные в науке технологические направления востребованы и на рынке. Наиболее актуальные технологии разработаны для конечного потребления энергии. В исследовательской повестке 11 из 15 технологий используются потребителями и просьюмерами, в рыночной - 12, что свидетельствует о повышении роли потребителей. Многие из перечисленных технологий взаимосвязаны, поэтому развитие одних решений приведет к более широкому внедрению других (например, развитие активно-адаптивных сетей позволит внедрить технологии энергообмена между автомобилем и электросетью (Vehicle-to-Grid)).
     
     
     Источник:
     http://www.eprussia.ru