Новые требования к упорам автосцепного устройства грузовых и пассажирских железнодорожных вагонов

     Межгосударственный стандарт, разработанный АО "Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта" (АО "ВНИИЖТ") по заказу НП "ОПЖТ", устанавливает технические требования к упорам автосцепного устройства грузовых и пассажирских вагонов, эксплуатируемых на железных дорогах общего пользования колеи 1520 мм.
     
     При разработке ГОСТ 34710-2021 учитывались требования стандартов государственной системы обеспечения единства измерений, системы разработки и постановки продукции на производство, а также стандартов в области инспекторского контроля, климатологии, металлургии, статистического контроля качества, упаковки для изделий машиностроения и т.д.
     
     Стандарт устанавливает четыре новых термина и их определения: передний упор, задний упор, задний объединенный с надпятником упор, передний и задний объединенные упоры.
     
     В ГОСТ 34710-2021 определена классификация упоров. Упоры классифицируют:
     
     - в зависимости от места установки;
     
     - по виду подвижного состава;
     
     - по способу крепления к раме вагона.
     
     В стандарте установлены порядок формирования условного обозначения упоров, а также их основные параметры и размеры.
     
     В документе помимо общих требований к упорам автосцепного устройства вагонов приводятся требования к конструкции упоров, к материалам, используемым для их изготовления, к комплектности каждой отгружаемой партии упоров и требования к маркировке.
     
     Отдельно проработаны и выделены в обязательное для применения приложение к стандарту требования к отливкам под упоры.
     
     Для контроля соответствия упоров требованиям ГОСТ 34710-2021 следует проводить приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания. Правила проведения указанных испытаний и методы контроля также установлены в настоящем стандарте.
     
     Изготовитель должен гарантировать соответствие упоров требованиям ГОСТ 34710-2021 при соблюдении правил эксплуатации, транспортирования и хранения, о которых идет речь в соответствующих разделах данного межгосударственного стандарта.
     
     Применение межгосударственного стандарта ГОСТ 34710-2021 при производстве упоров автосцепного устройства грузовых и пассажирских вагонов позволит обеспечить безопасную эксплуатацию железнодорожного подвижного состава, в том числе при проходе им кривых путей малого радиуса, а также взаимозаменяемость деталей при изготовлении и ремонте вагонов.
     

     Экономическая эффективность внедрения настоящего стандарта напрямую связана с унификацией упоров при производстве, эксплуатации и ремонте и связанной с ней экономией за счет:
     
     - сокращения случаев внезапного (незапланированного) разъединения единиц подвижного состава, а также случаев обрыва упоров на подвижном составе;
     
      - повышения качества изготовления упоров;
     
     - уменьшения затрат на централизованную поставку запасных частей;
     
     - уменьшения расходов на техническое обслуживание и ремонт, в том числе за счет снижения затрат на разработку ремонтной и эксплуатационной документации;
     
     - уменьшения расходов на приобретение конструкторской документации.
     
     Межгосударственный стандарт ГОСТ 34710-2021 разрабатывался на основе национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52916-2008 "Упоры автосцепного устройства для грузовых и пассажирских вагонов. Общие технические условия" и опыта его применения с 1 января 2009 г.
     
     Стандарт разрабатывался с декабря 2017 года. За время публичного обсуждения первой редакции проекта стандарта и неоднократного рассмотрения его окончательной редакции разработчику поступило не менее трехсот замечаний и предложений от 60 организаций: от организаций - членов НП "ОПЖТ", в том числе от ОАО "РЖД", его структурных подразделений и филиалов, АО "ВНИКТИ", АО "НПК "УРАЛВАГОНЗАВОД имени Ф.Э.Дзержинского", АО "Трансмашхолдинг", ПАО "Крюковский вагоностроительный завод", ПАО "Первая грузовая компания", ООО "ВНИЦТТ", ООО "ИЦПВК", других промышленных предприятий вагоностроения и проч.
     
     В январе текущего года стандарт принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации. За его принятие проголосовали: Армения, Беларусь, Киргизия, Россия, Узбекистан.
     
     В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 марта 2021 года N 148-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 34710-2021 вводится в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 ноября 2021 г., при этом отменяется ГОСТ Р 52916-2008.
     
     

     По материалам:
     https://opzt.ru/