Определен порядок осуществления госнадзора в области безопасности гидротехнических сооружений
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1080 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности гидротехнических сооружений.
Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (за исключением портовых и судоходных ГТС).
Предметом госнадзора согласно Положению является соблюдение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации ГТС требований к обеспечению безопасности ГТС, установленных Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ, а также соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных статьями 36, 38-40 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", в части зданий и сооружений ГТС.
Госнадзор может осуществляться посредством:
- профилактики нарушений обязательных требований;
- организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
- проведения постоянного государственного контроля (надзора);
- принятия предусмотренных мер по пресечению нарушений обязательных требований.
Кроме того, в Положении конкретизированы вопросы, касающиеся:
1) управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении госнадзора.
Так, предусмотрено, что в зависимости от класса эксплуатируемого ГТС проведение плановых выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих ГТС, должно осуществляться со следующей периодичностью:
- в отношении ГТС I или II класса опасности - не чаще одного раза в год;
- в отношении ГТС III класса опасности - не чаще одного раза в 3 года.
При этом в отношении ГТС IV класса плановые выездные проверки проводиться не должны;
2) организации контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении госнадзора;
3) осуществления постоянного государственного контроля (надзора) на ГТС;
4) организации профилактических мероприятий при осуществлении госнадзора.
В частности, закреплены критерии оценки добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, к которым отнесены:
- соответствие ГТС в течение 5 лет до даты проведения оценки уровню безопасности не ниже нормального;
- отсутствие в течение 5 лет до даты проведения оценки на ГТС аварий и инцидентов, несчастных случаев (в том числе групповых);
- оснащенность ГТС техническими средствами контроля (мониторинга) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий, а также работоспособность указанных технических средств;
- соблюдение обязательных требований к страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ГТС.
При соответствии критериям оценки добросовестности должна быть установлена следующая периодичность проведения плановых выездных проверок:
- в отношении ГТС I или II класса опасности - не чаще одного раза в 2 года;
- в отношении ГТС III класса опасности - не чаще одного раза в 4 года;
5) досудебного порядка рассмотрения жалоб на решения Ростехнадзора и его территориальных органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении госнадзора.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1080 предусмотрено, что плановые проверки, проведение которых запланировано на 2021 год в рамках федерального государственного надзора в области безопасности ГТС, дата начала которых наступает позднее 30 июня 2021 года, подлежат организации и проведению в рамках госнадзора в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".