Оптимизируется порядок аттестации оперативно-диспетчерского персонала в электроэнергетике

16 Сентября 2021

     На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов проходит публичное обсуждение проект приказа Минэнерго России "Об аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике" (https://regulation.gov.ru/p/119946).
     
     Приказ разработан в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации N ДГ-П36-11485 от 28.08.2021, АН-П51-3698 (2684п-П51) от 23.03.2021 об оптимизации разрешительной деятельности федеральных органов исполнительной власти и о разработке нормативных правовых актов в целях реализации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статьи 23.2 Федерального закона "О теплоснабжении".
     
     Проект приказа разработан в целях оптимизации Порядка аттестации лиц, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике.
     
     Проектом приказа предусмотрены положения, позволяющие проходить аттестацию по месту работы в диспетчерском центре в дистанционной форме, указанные положения обусловлены следующими факторами.
     
     Действующий Порядок аттестации диспетчерского персонала субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, предусмотренный приказом Минпромэнерго России от 20.07.2006 N 164 (далее - Порядок аттестации), содержит неопределенное требование о месте проведения такой аттестации (в диспетчерском центре, где работник осуществляет профессиональную деятельность, или в территориальном органе Ростехнадзора, сформировавшем аттестационную комиссию).
     
     В условиях развития электронных средств связи требование о личной явке диспетчера на аттестацию по месту нахождения территориального органа Ростехнадзора явно избыточно. Обращаем внимание на то, что операционные зоны диспетчерских центров, в которых работники выполняют трудовые функции, и расположение территориальных органов и аттестационных комиссий Ростехнадзора могут не совпадать (в т.ч. находиться в разных субъектах Российской Федерации, на расстоянии в несколько сотен километров).
     
     Это все создает дополнительные риски (особенно в зимнее время) для работников (групп работников) из числа диспетчерского персонала при использовании междугороднего транспорта, сокращает период отдыха работника, что в итоге увеличивает риски снижения надежности при управлении энергосистемой. В этой связи на работников или работодателя также возлагаются дополнительные транспортные и командировочные расходы на обеспечение прохождения аттестации работниками, создаются риски невозможности своевременной аттестации в случаях введения ограничительных мер на передвижение работников и проведение разного рода мероприятий, в том числе в условиях объявления режима чрезвычайной ситуации или повышенной готовности. Указанная проблема приобрела особенное значение в условиях пандемии коронавирусной инфекции и связанных с ней ограничений.
     

     Проектом приказа также оптимизируется порядок взаимодействия заявителя (аттестуемого лица) с аттестационной комиссией органа федерального государственного энергетического надзора, в котором аттестуемое лицо осуществляет свою профессиональную деятельность.
     
     Реализация предложения позволит:
     
     - оптимизировать административные издержки аттестуемых лиц и работодателя (в частности, в ходе взаимодействия аттестуемого лица с органом Ростехнадзора не потребуется повторное представление документов об образовании и опыте работы, т.к. они представляются при трудоустройстве и имеются в наличии у работодателя);
     
     - сохранить для субъекта оперативно-диспетчерского управления как лица, ответственного за проведение обязательных форм работы с диспетчерским персоналом и обеспечение его готовности к выполнению трудовых функций, возможность планирования и обеспечения своевременного прохождения персоналом предаттестационной подготовки, контроля за соблюдением сроков очередной или внеочередной аттестации и допуском к работе только работников, успешно прошедших аттестацию;
     
     - исключить количество возможных ошибок, вызванных некорректным оформлением и неправильной подачей заявительных документов работниками, для которых выполнение таких действий является новыми обязанностями.
     
     Вышеуказанные предложения также отвечают законодательным мерам по расширению круга организаций, привлекаемых для оказания государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (в редакции Федерального закона от 30.12.2020 N 509-ФЗ).
     
     Аналогичный подход к подаче заявительных документов организацией-работодателем предусмотрен постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 N 1365 "О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики".
     
     В целях повышения прозрачности и открытости административной процедуры Проект приказа содержит положения, обеспечивающие участие субъекта оперативно-диспетчерского управления в процессе формирования аттестационных вопросов и публикацию сведений о предъявляемых требованиях.
     
     Во избежание затягивания административной процедуры и для исключения случаев необоснованного отказа в предоставлении государственной услуги Проектом приказа предусмотрена возможность приостановления оказания государственной услуги при предоставлении заявительных документов не в полном объеме, с нарушением установленной формы, а также при отсутствии информации об уплате государственной пошлины. Указанные недостатки оформления и подачи заявительных документов могут быть оперативно устранены, отказ в предоставлении государственной услуги и возврат документов без рассмотрения в этом случае нецелесообразны.
     

     Проектом Приказа предусмотрено утверждение новых Единых аттестационных требований к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, связанную с оперативно-диспетчерским управлением в электроэнергетике:
     
     - требования к уровню профессионального образования и опыту работы аттестуемого лица приведены в соответствие с требованиями профессионального стандарта "Работник по осуществлению функций диспетчера в сфере оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике", утвержденного приказом Минтруда России от 18.03.2021 N 137н;
     
     - требования к знаниям аттестуемого лица сформулированы на основе положений нормативных правовых актов в сфере электроэнергетики, устанавливающих требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, подлежащие учету и соблюдению при выполнении функций диспетчера субъекта оперативно-диспетчерского управления.
     
     Дата окончания публичного обсуждения проекта - 23 сентября 2021 г.
     
     
     По материалам:
     https://regulation.gov.ru/p/119946https://regulation.gov.ru