Отечественные разработчики представили достижения в сфере водородной энергетики и транспорта

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Инжиниринговым центром "Автономная энергетика", "РТ-Развитие бизнеса" (ГК "Ростех") и МФТИ в рамках Международной конференции по водородной энергетике представили водородный полигон, на котором продемонстрировали ключевые отечественные технологии водородной энергетики: первый российский водородный вездеход "Русак", водородную заправочную станцию, установку электролиза воды, оборудование для хранения водорода, а также проект перевода парка карьерных самосвалов грузоподъемностью 220 тонн на водородное топливо.

Водородная энергетика признана перспективным направлением для крупногабаритного транспорта благодаря своей экологичности, высокой плотности энергии, которая в 2-3 раза превосходит аккумуляторы, а также быстрой заправке и увеличенной автономности. Юрий Васильев, генеральный директор Инжинирингового центра "Автономная энергетика" (совместная компания МФТИ и "РТ-Развитие бизнеса"), отметил, что коммерческая выгода и чистота делают водород топливом будущего.

Инжиниринговый центр "Автономная энергетика" представил работающие образцы технологий. Центральный экспонат полигона - вездеход "Русак К-10". Этот гибридный водородный транспорт способен пройти до 500 км без дозаправки, развивая скорость до 60 км/ч с 8 пассажирами и грузом до 2,5 тонн. Его энергоустановка на основе водородного топливного элемента вырабатывает электричество и пар, питая литий-ионные аккумуляторы. Вездеход разработан для Международной арктической станции "Снежинка" и служит испытательной платформой для будущих силовых установок карьерных самосвалов.

Также на полигоне были представлены водородные БПЛА для сельского хозяйства (грузоподъемностью до 10 кг) с мобильным заправочным комплексом и электролизной станцией. Полигон демонстрирует полный водородный цикл: от производства (электролизная станция) и хранения водорода до его заправки (станция до 100 кг водорода в сутки под давлением до 700 бар), соответствующей международным стандартам.

Кроме того, на полигоне был показан макет масштабного проекта по переоборудованию парка карьерных самосвалов горно-обогатительного комбината на водородное топливо. ИЦ "Автономная энергетика" при поддержке Минпромторга России и совместно с компанией "БелАЗ" работает над созданием водородных карьерных самосвалов грузоподъемностью 220 тонн и инфраструктуры для их заправки.

"Водородный полигон МФТИ убедительно демонстрирует, что водородная энергетика в России - это уже не проект будущего, а состоявшаяся реальность. Эта уникальная площадка является мощной платформой для отечественных разработок, где идеи, поддержанные Минпромторгом в рамках около 30 НИОКР, проходят полный цикл испытаний: от производства водорода до его практического применения. Успешная апробация технологий в таких условиях дает хороший старт для их широкого внедрения и запуска пилотных проектов в ключевых регионах страны. Наша задача - обеспечить максимальную поддержку этим решениям для их скорейшего перехода на промышленный уровень", - отметил заместитель директора Департамента машиностроения для топливно-энергетического комплекса Минпромторга России Матвей Айрапетов.

Источник:

https://minpromtorg.gov.ru/press-centre/news/23a5f07d-e355-4713-bc42-8e79f22ef52b