Отсутствие стационарных источников в разрешении на выбросы как основание для применения повышающего коэффициента

Управление Росприроднадзора подало иск в Арбитражный суд к Обществу о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС).

Суд первой инстанции отклонил иск, но апелляционный суд отменил это решение и удовлетворил требования управления, взыскав с Общества 435317 руб.

Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Общество подало кассационную жалобу с просьбой отменить этот судебный акт.

Общество утверждает, что апелляционный суд не учел важные моменты, такие как:

1. Общество предприняло все меры для получения разрешений на выбросы загрязняющих веществ, но управление не установило необходимые нормативы.

2. Требование управления о корректировке инвентаризации противоречит Федеральному закону от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".

3. Установка была введена в эксплуатацию, и срок для корректировки инвентаризации еще не истек.

Как следует из материалов дела, Общество осуществляет производственную деятельность на объекте I категории НВОС. В 2020 году оно получило:

- разрешение на выбросы и установленные нормативы допустимых выбросов (далее - НДВ);

- разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта, а именно установки для производства водорода (далее - установка);

- санитарно-эпидемиологическое заключение на проект НДВ для установки, входящей в состав объекта I категории НВОС.

Общество подало заявление в управление с просьбой выдать разрешение на выброс загрязняющих веществ и установить НДВ для установки. Управление ответило, что:

- услуга по установлению НДВ доступна для объектов I категории НВОС и что установление НДВ для отдельных частей объекта не предусмотрено законодательством;

- необходимо провести корректировку инвентаризации с учетом всех действующих источников НВОС.

В 2021 году Общество подало электронную декларацию о плате за НВОС за 2020 год. Управление провело проверку и обнаружило, что в декларации указаны стационарные источники выбросов, отсутствующие в разрешении на выбросы. Поэтому при расчете платы должен был применяться коэффициент 100 для объектов I категории НВОС.

Управление пришло к выводу, что Общество занижало размер платы за 2020 год. Неуплата этого платежа стала основанием для обращения управления в суд.

Общество оспаривает применение повышающего коэффициента 100 при расчете платы за НВОС для указанных источников выбросов. Оно утверждает, что предприняло все меры для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ и нормативов предельно допустимых выбросов для установки водорода, но управление не выдало эти разрешения по своей вине.

Управление, в свою очередь, поясняет, что установка водорода, включающая спорные источники выбросов, связана с объектом I категории НВОС. Получение отдельного разрешения на выбросы для установки внутри этого объекта не предусмотрено законодательством.

В конце 2021 года управление провело внеплановую проверку Общества. По результатам проверки было установлено, что:

- Общество не обеспечило установление НДВ для каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ и их совокупности;

- выбросы загрязняющих веществ от установки происходили без разрешения на выбросы.

По результатам проверки управлением было выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований. Законность предписания была подтверждена другим судебным актом.

Учитывая изложенное, апелляционный суд заключил, что фактически Общество выполнило нормативные требования и в 2022 году получило новое разрешение на выбросы загрязняющих веществ для всего объекта НВОС. Однако в 2020 году Общество не выполнило эти требования и осуществляло выбросы загрязняющих веществ из стационарных источников, которые не были включены в разрешение на выбросы. Следовательно, при расчете платы за НВОС должен был применяться коэффициент 100.

Суд апелляционной инстанции оценил представленные доказательства и пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения требования управления о взыскании с Общества задолженности по плате за НВОС за 2020 год в сумме 435317 руб.

Суд постановил: постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.11.2024 № А07-25764/2022.

Больше судебных решений вы найдете в разделе "Практика разрешения споров в области экологии".