Павел Завальный: нужен новый подход к регулированию минимальных расстояний до магистральных трубопроводов
Павел Завальный: "Нужен новый подход к регулированию минимальных расстояний до магистральных трубопроводов. Мы предлагаем разработку обоснования безопасности опасного производственного объекта на основе риск-ориентированного подхода".
Об этом председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, президент Российского газового общества заявил на сессии "Актуальные вопросы совершенствования правового регулирования в сфере транспортировки углеводородов по магистральным трубопроводам", прошедшей в рамках XII Петербургского международного юридического форума 27 июня 2024 года.
Он подчеркнул, что законодательство, касающееся зон с особыми условиями использования территорий, нуждается в совершенствовании. Это актуально и для строящихся, и для уже построенных магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродуктопроводов, конденсатопроводов и аммиакопроводов, вокруг которых за годы выросли целые города.
Необходим пересмотр целого ряда положений, касающихся регулирования вопросов безопасной эксплуатации этих объектов, обеспечения охраны жизни и здоровья граждан в случае возникновения аварийных ситуаций.
Работа идет с 2017 года, в том числе, в 2018 году был принят федеральный закон № 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Его задачей было устранение коллизии и предотвращение дальнейшего строительства капитальных сооружений в зонах минимальных расстояний от магистральных трубопроводов без согласия на это инфраструктурных компаний; создание механизмов сноса самовольных построек и компенсаций за счет инфраструктурных компаний для тех, кто владел объектами, оказавшимися в зонах минимальных расстояний, на законных основаниях, в случае необходимости сноса объектов по требованиям безопасности. Также был прописан механизм, который делал возможным нахождение зданий и сооружений в зонах минимальных расстояний до трубопроводов, при условии соблюдения всех требований по безопасности и отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан.
"Для охранных зон необходимые проекты Положений уже разработаны, правовые вопросы урегулированы, их утверждение вопрос времени. Что касается зон минимальных расстояний, здесь конфликт интересов столь серьезен, что разработка проектов Положений, по сути, не ведется. Срок их разработки на данный момент продлен до 1 января 2025 года, возможно, будет продлен еще на год, но вряд ли это решит проблему", - полагает Павел Завальный.
Необходима разработка новых подходов и совершенствование действующих механизмов, связанных с нормативно-правовым регулированием института "минимальных расстояний".
Комитет Государственной Думы по энергетике разработал проект федерального закона, которым предлагалось конкретизировать действующий нормативно-правовой механизм обоснования безопасности опасных производственных объектов и распространить его на порядок сокращения границ зон минимальных расстояний вплоть до границ охранных зон.
Как пояснил Павел Завальный, изначально документ не нашел поддержки в ряде ФОИВ и отраслевом сообществе, а потому работа была продолжена, в том числе, совместно с Уральским государственным юридическим университетом имени В.Ф.Яковлева, который по заказу Комитета Государственной Думы по энергетике провел экспертно-аналитическое исследование на тему "Анализ мирового опыта правового регулирования безопасной эксплуатации линейных инфраструктурных объектов топливно-энергетического комплекса".
На основе разработанных в исследовании рекомендаций на площадке Российского газового общества совместно с представителями отраслевого сообщества ведется работа по подготовке проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего разработку нормативно-правового механизма сокращения размеров зон минимальных расстояний до магистральных трубопроводов вплоть до охранных зон посредством реализации специальных технических и технологических решений (выполнения работ по техническому перевооружению) через обоснование безопасности опасных производственных объектов, включенное в состав декларации промышленной безопасности этих объектов, которая подлежит соответствующей экспертизе.
Данное обоснование безопасности должно содержать положения о возможности размещения отдельных объектов капитального строительства в границах сокращенных зон минимальных расстояний с учетом риск-ориентированного подхода с оценкой последствий возможных аварий на опасных производственных объектах, размера вероятной зоны действия поражающих факторов и их последствий в случае возникновения аварийных ситуаций, с разработкой соответствующего порядка и методики оценки рисков.
Источник:
komitet-energo.duma.gov.ru