Планируется уточнить порядок лицензирования деятельности в области промышленной безопасности

Проектом, подготовленным Ростехнадзором, предполагается внесение ряда изменений в:

- Положение о лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1435;

- Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1467;

- Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1477;

- Положение о федеральном государственном горном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1074;

- Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2023 № 241.

Предлагаемые нововведения направлены на приведение требований, содержащихся в указанных НПА, в соответствие с нормами Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с учётом изменений, которые были внесены Федеральным законом от 28.12.2024 № 540-ФЗ).

Напомним, что Законом № 540-ФЗ предусмотрены:

- разные виды профилактических визитов (обязательные и по инициативе контролируемого лица), а также особенности и сроки их проведения;

- возможность применения мобильного приложения "Инспектор" при проведении контрольно-надзорных и профилактических мероприятий;

- проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием только в отношении объектов контроля, отнесённых к чрезвычайно высокой и высокой категориям рисков;

- новые основания для осуществления внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Среди прочего проектом устанавливается, что:

1) при осуществлении лицензируемой деятельности, относящейся к средней категории риска, в отношении организаций не будут проводиться плановые контрольные (надзорные) мероприятия.

Для случаев обращения взрывчатых материалов промышленного назначения (ВМ) такой деятельностью считается производство ВМ и хранение ВМ (за исключением хранения на складах ВМ, являющихся ОПО), для производства маркшейдерских работ - деятельность на объектах пользования недрами, отнесённых к III классу опасности либо не отнесённых к ОПО, но объём разработки горной массы которых составляет от 100 тысяч до 1000 тысяч кубометров в год, а для экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ) - проведение её на ОПО II класса опасности;

2) профилактические визиты можно будет проводить в форме профилактической беседы либо с помощью видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор". При этом допускается возможность проведения как обязательных профвизитов (по инициативе территориального органа Ростехнадзора), так и профвизитов, инициатором которых выступает эксплуатирующая организация. В любом случае срок проведения обязательных профвизитов будет ограничиваться 10 рабочими днями.

Кроме того, возможность использования мобильного приложения "Инспектор", равно как и иных средств дистанционного взаимодействия, предусматривается и для случаев осуществления лицензионного контроля, а также госнадзора в целом;

3) срок рассмотрения жалоб на решения и действия либо бездействие должностных лиц Ростехнадзора должен быть сокращён с 20 до 15 рабочих дней.

Также закрепляется, что лицензирование деятельности по обращению ВМ будет осуществляться непосредственно территориальными органами Ростехнадзора.