Планируется установить новый вид государственного контроля (надзора) за эксплуатацией лифтов, подъемных платформ, пассажирских конвейеров и эскалаторов

1 ноября 2021

     Опубликован проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений" N 121775 (далее - Проект).

     Проект затрагивает деятельность специалистов, осуществляющих эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - опасные технические устройства зданий и сооружений).
     
     Проектом предполагается:
     
     - актуализировать порядок организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений;
     
     - установить новый вид государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений;
     
     - наделить Президента РФ и Правительство РФ полномочиями по определению органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление такого вида надзора.
     
     В настоящее время требования к изготовлению (конструкции), формам и периодичности проведения оценки соответствия опасных технических устройств зданий и сооружений установлены техническими регламентами:
     
     - ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов";
     
     - ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования".
     
     Однако данные документы не содержат конкретных требований к организации их безопасной эксплуатации, в том числе к квалификации работников.
     
     Данные требования установлены Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 743.
     
     С 1 июля 2021 г. исключена правовая возможность для осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении опасных технических устройств зданий и сооружений без законодательного отнесения их требований к предмету какого-либо вида государственного контроля или надзора (ст.57 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации").

     Обращаем внимание, что действующая редакция ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ, наделяющая Правительство РФ полномочиями по установлению обязательных требований в области организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, не предусматривает полномочий по определению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением данных требований, что не позволяет осуществлять государственный контроль (надзор) за их соблюдением.
     

     Вместе с тем, на опасные технические устройства зданий и сооружений также не распространяются требования промышленной безопасности (пп."б" п.14 ст.1 Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу подпункта 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации").

     Следовательно, основания для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности отсутствуют.
     
     При этом вид государственного контроля (надзора), при осуществлении которого выявляются нарушения требований к организации безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений, до настоящего времени не был определен.

     Принятие Проекта устранит этот пробел законодательства.
     
     Таким образом, в случае принятия Проекта надлежащая эксплуатация опасных технических устройств зданий и сооружений будет контролироваться в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений.

     Напоминаем, что несмотря на пробел в законодательстве, существует возможность привлечения к ответственности в случае неисполнения предписания, вынесенного в рамках деятельности органов прокуратуры, относительно надлежащей эксплуатации лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов (кроме эскалаторов в метрополитенах) (по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ максимальный штраф для юридических лиц до 20000 руб.).
     
     С текстом Проекта можно ознакомиться на сайте - https://regulation.gov.ru/.