Правительство наделят полномочиями по установлению особенностей регулирования энергетики при введении специальных режимов

Введение военного положения и режимов максимального, среднего уровня реагирования и уровня повышенной готовности к возникновению чрезвычайной ситуации федерального характера затрудняет функционирование электроэнергетики и теплоснабжения в штатном режиме. Поэтому целесообразно наделить Правительство полномочиями по установлению особенностей регулирования в данных сферах на территории отдельных регионов, где объявлено проведение контртеррористической операции (КТО) или введены другие режимы функционирования этих регионов. Такой правительственный законопроект (https://sozd.duma.gov.ru/bill/797061-8) поддержал Комитет Госдумы по энергетике 15 января.

Представляя законопроект, председатель Комитета Николай Шульгинов напомнил, что при введении специальных режимов - КТО и военного положения - становится невозможно штатно исполнять существующие законодательные требования по части энергоснабжения по объективным причинам. Следовательно, могут возникать условия невыполнения обязательств как со стороны поставщиков, так и со стороны потребителей по договорам.

"Необходима корректировка законодательства, в том числе с учетом опыта его применения в отношении управления четырьмя новыми территориями РФ и норм антикризисного законодательства последних лет", - полагает он.

Поэтому Минэнерго разработало законопроект, который дает право Правительству устанавливать особенности регулирования в сфере электроэнергетики и теплоснабжения на территории отдельных регионов, где объявлено проведение контртеррористической операции или введены другие режимы функционирования этих регионов.

В электроэнергетике предлагаемые нормы коснутся функционирования оптового и розничных рынков, начисления, уплаты и списания неустоек, штрафов, пеней, организации и проведения отборов мощности на конкурсной основе и иных конкурентных процедур, оперативно-диспетчерского управления, ограничений режима потребления электрической энергии, а также вывод объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации.

В сфере теплоснабжения - это ценообразование, начисление, уплата и списание неустоек, штрафов, пеней, применение иных мер ответственности, согласование, утверждение и исполнение инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, разработка и утверждение схем теплоснабжения, вывод источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации, а также технологическое присоединение к системам теплоснабжения.

В качестве положений жилищного законодательства, в отношении которых могут быть установлены особенности их применения, определены оказание коммунальных услуг, управление многоквартирными домами, организация капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и ликвидация аварийного жилищного фонда.

По словам замминистра энергетики Евгения Грабчака, документ прошел все необходимые межведомственные согласования, главное правовое управление Президента РФ также поддержало инициативу концептуально с условием доработки по отдельным направлениям ко второму чтению. "В том числе исходя из необходимости конкретизировать особенности применения в положении законодательства в сфере теплоснабжения и жилищной политики", - уточнил он.

Срок вступления законопроекта предлагается установить с даты его официального опубликования. Грабчак добавил, что реализация законопроекта потребует принятия трех постановлений кабмина. Первое касается электро- и газоснабжения, второе - применения жилищного законодательства и третье - тепло- и водоснабжения. Также ко второму чтению документа "будут предложены некие дополнения", пообещал замглавы Минэнерго.

По мнению Председателя Комитета, в рамках подготовки ко второму чтению необходимо расширить перечень сфер законодательства на газоснабжение, водоснабжение и водоотведение, а перечень норм в сфере электроэнергетики и теплоснабжения дополнить технологическим присоединением к электросетям; утверждением инвестиционных программ субъектов электроэнергетики; подготовкой и оценкой готовности к отопительному периоду.

Также Комитет видит целесообразность предусмотреть возможности применения установленных Правительством РФ особенностей до даты вступления в силу проекта федерального закона, например с даты введения специального режима.

Работа над предложениями будет вестись совместно с Министерством энергетики.

Комитет рекомендует принять проект в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению и вынести его на пленарное заседание 21 января 2025 года.


По материалам:
https://www.pnp.ru, http://duma.gov.ru/