Предложены меры по совершенствованию механизма "альтернативной котельной"
Минэнерго РФ совместно с Минстроем рассматривают возможность пересмотра формулы по определению максимальной цены в рамках инструмента "альтернативной котельной". Об этом на заседании комиссии Госсовета РФ по направлению "Энергетика" рассказал замминистра энергетики РФ Евгений Грабчак в среду, 26 февраля.
"Расчет предельного уровня цены осуществляется по методу "альтернативной котельной" на основе наилучших доступных технологий для потребителей. Это открытый стандартный алгоритм, который в зависимости от стоимости оборудования, цен на топливо, рыночной стоимости капитала позволяет [определить] как раз объективный уровень цены на тепловую энергию в каждой конкретной системе теплоснабжения. Здесь, Айсен Сергеевич, услышали озабоченность регионов, разделяем ее, и в планах у нас корректировка в том числе основных параметров по этой методологии формирования предельного уровня стоимости теплоэнергии для населения - мы этим в данный момент вместе с Минстроем активно занимаемся", - сказал он, обращаясь к председателю комиссии, главе Республики Саха (Якутия) Айсену Николаеву.
Ценовая зона теплоснабжения (метод "альтернативной котельной") освобождает инвестора в лице теплоснабжающей организации от регулируемых ФАС тарифов. Вместо этого по формуле определяется максимально предельная цена на теплоэнергию, выше которой оператор инфраструктуры не может определять тариф. Цель инструмента - привлечение инвестиций для обновления инфраструктуры теплоснабжения.
Он отметил, что операторы в системе "альтернативной котельной" подтверждают и продолжают инвестиции, несмотря на существующую экономическую турбулентность. Так, уже построены более 230 км теплосетей и модернизированы более 1000 км тепловых сетей в стране.
"На сегодняшний день у нас уже к ценовым зонам теплоснабжения <...> отнесены 46 муниципальных образований в 21 субъекте РФ с общей численностью населения более 15 млн человек - это более 9% от всего населения страны", - рассказал он. "Интерес к целевой модели рынка тепловой энергии <...>, по нашим данным, проявляет уже более 36 муниципальных образований в 22 субъектах РФ. Это тот потенциал роста единых зон теплоснабжения, который мы видим на ближайшие два года", - добавил замминистра.
Ценовая зона теплоснабжения (метод "альтернативной котельной") освобождает инвестора в лице теплоснабжающей организации от регулируемых ФАС тарифов. Вместо этого по формуле, включающей в себя условия инвестирования, необходимые объемы средств для восстановления и строительства новых теплогенерации и теплосетей, и иные рыночные условия, определяется максимально предельная цена на теплоэнергию, выше которой оператор инфраструктуры не может определять тариф. Инструмент может предусматривать также плавный рост тарифов для потребителей. Цель инструмента - привлечение инвестиций для обновления инфраструктуры теплоснабжения.
По словам Грабчака, применение инструмента позволило на 70% снизить количество аварий на теплосетях, в два раза снизить количество отключений теплоснабжений и в полтора раза снизить выбросы вредных веществ.
В своем докладе глава РЭА Минэнерго России озвучил возможные меры по совершенствованию модели "альтернативной котельной". В первую очередь необходима разработка изменений в соответствующие нормативные правовые акты, в том числе для оптимизации взаимодействия участников рынка в ценовых зонах теплоснабжения. При этом для поддержания инвестиционной привлекательности модели следует сохранить принцип невозможности выхода из них.
"Несмотря на то, что механизм "альтернативной котельной" является привлекательным для банковского сообщества как гарантированный механизм возврата инвестиций, на сегодняшний день является актуальной задача по разработке предложений по дополнительным мерам поддержки единых теплоснабжающих организаций и органов местного самоуправления по привлечению льготных механизмов финансирования инвестиций в ценовых зонах теплоснабжения", - подчеркнул Алексей Кулапин.
По словам спикера, темпы перехода в ценовые зоны теплоснабжения растут с каждым годом, поэтому важно разработать методологию статистических наблюдений за показателями работы ценовых зон теплоснабжения и вести их регулярно. Сейчас верифицированные данные, полученные от администраций муниципальных образований и единых теплоснабжающих организаций, требуют постоянных уточнений и доработки, что отражается на сроках и качестве полученной информации. Для изменения этой ситуации Алексей Кулапин предложил создать формы статистической отчетности в ГИС ТЭК, оператором которой является РЭА Минэнерго России, и установить сроки ее предоставления.
Кроме того, при организации "альтернативной котельной" и в процессе ее реализации могут меняться различные параметры, поэтому необходима единая методика расчета ключевых показателей функционирования ценовых зон теплоснабжения. Это обеспечит централизованный подход к актуализации и мониторингу схем теплоснабжения в них.
Также среди эффективных мер - публикация на сайте Минэнерго России ответов на основные вопросы по теме ценовых зон теплоснабжения, результатов анализа сложных ситуаций и примеров их решения.
"Представленные сегодня результаты говорят о том, что модель альтернативной котельной показала свою эффективность, это инвестиционно привлекательный механизм, который позволяет существенно повысить качество теплоснабжения. Но есть [...] проблемы: на сегодняшний день мы все оказались по сути не готовы к такого рода росту ключевой ставки, и это в определенной мере снижает инвестиционную привлекательность механизма", - добавил он.
По материалам: