Представлены результаты двух лет реализации пилотного проекта по агрегированному управлению спросом

21 Июля 2021

     14 июля на онлайн-брифинге "Два года пилота: итоги, продолжение" член правления, директор по энергетическим рынкам и внешним связям АО "СО ЕЭС" Андрей Катаев и начальник департамента рынка системных услуг Максим Кулешов представили журналистам и аналитикам результаты реализации пилотного проекта создания механизмов агрегированного управления спросом, стартовавшего в июле 2019 года.
     
     Управление спросом (англ. Demand Response, далее - DR) подразумевает снижение энергопотребления конечным потребителем при определенных экономических сигналах рынка электроэнергии с получением выручки за осуществление такого снижения потребления.

     Модель агрегаторов управления спросом розничных потребителей, созданная Системным оператором в рамках дорожной карты Национальной технологической инициативы "Энерджинет", дает потребителям розничного рынка электроэнергии возможность участвовать в ценозависимом снижении потребления (оптовые потребители имеют возможность пользоваться инструментами ценозависимого потребления самостоятельно начиная с 2017 года).

     Агрегаторы управления спросом - специализированные организации, координирующие способность группы розничных потребителей управлять своим электропотреблением, конвертирующие ее в услуги по управлению спросом на электрическую энергию и транслирующие потребителям часть выручки, полученной от реализации этой услуги. Благодаря агрегаторам управления спросом в краткосрочной перспективе потребители могут получать положительный экономический эффект за счет замещения неэффективной генерации ресурсами управления спросом и формирования более низких цен на электроэнергию, а в долгосрочной - за счет учета объемов управления спросом в рынке мощности.

     Пилотный проект по формированию механизма управления спросом розничных потребителей стартовал в июне 2019 года согласно постановлению Правительства РФ N 287 от 20.03.2019. Цель пилотного проекта - отработка нормативных, договорных, технологических решений и формирование пула агрегаторов управления спросом розничных потребителей.

     Андрей Катаев представил пришедшим на брифинг журналистам отраслевых изданий и информационных агентств, аналитикам и представителям бизнеса информацию о предпосылках внедрения механизмов управления спросом, ключевых решениях, принятых Правительством РФ для развития нового механизма, а также промежуточные результаты пилотного проекта.

     "В настоящее время в силу развития средств автоматизации производства у значимой части потребителей появилась технологическая возможность оперативно изменять режим собственного электропотребления, а с развитием информационных технологий ресурс управления потреблением электроэнергии стал технологически и экономически доступен для целей повышения эффективности работы энергосистемы. Задействование этого ресурса создает новые механизмы оптимизации затрат на энергоснабжение для потребителей и увеличивает использование эффективной генерации", - отметил Андрей Катаев.

     При реализации пилотного проекта применяется принцип технологической нейтральности в отношении используемых конечными потребителями технологий управления собственным электропотреблением. То есть решение о том, какие технологические процессы используются для снижения потребления, принимает сам потребитель. Этот принцип приводит к конкуренции технологий и внедрению наиболее эффективных решений, подчеркнул он.

     За время проведения "пилота" в нем приняли участие 70 компаний-агрегаторов, представляющих интересы свыше 350 объектов управления, а географический охват превысил 50 регионов России. Всего с III квартала 2019 года объем ресурсов управления спросом увеличился в 20 раз - с 48 МВт до 963 МВт по итогам отбора на III квартал 2021 года.

     Самыми активными участниками механизма управления спросом стали металлургические компании, компании по транспортировке нефти и сельскохозяйственные предприятия. Лидеры по объемам управляемого спроса среди регионов - Калужская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Свердловская и Иркутская области.

     "Сейчас, по результатам двух лет "пилотирования", уже можно говорить о готовности управления спросом к тому, чтобы стать полноценным рыночным механизмом. Высокий уровень конкуренции привел к формированию устойчивых цен на услугу, которые существенно ниже нормативно установленных предельных уровней. Но главное, что показал пилотный проект, - это заинтересованность бизнеса в развитии механизмов управления спросом. Объем предложения агрегаторов на каждом отборе, проводившемся в течение этих лет, значимо превышал подлежащие отбору предельные объемы", - отметил Андрей Катаев.

     Говоря о целевой модели, которая отрабатывается в рамках пилотного проекта, Максим Кулешов отметил, что с начала 2023 года механизм агрегированного управления спросом планируется к запуску как полноценная часть оптового рынка электроэнергии и мощности. Для перехода к целевой модели необходимо существенное развитие действующих нормативных документов, регулирующих работы рынка, в том числе внесение изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике".


     Источник:
     http://www.so-ups.ru