Приведение технического регламента на маломерные суда в соответствие с международными правилами

     16 июня начинается общественное обсуждение Проекта изменений N 1 в технический регламент Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012) (https://docs.eaeunion.org/pd/ru-ru/0106008/pd_21052021).
     
     Изменения N 1 затрагивают область применения (статья 1) технического регламента Таможенного союза. В первую очередь выявлена необходимость исключить из абзаца третьего пункта 4 статьи 1 слова "жизни и (или) здоровья животных и растений", поскольку в настоящее время требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012) помимо жизни и (или) здоровья человека, имущества и окружающей среды установлены также в целях защиты жизни и (или) здоровья животных и растений, что представляется избыточным.
     
     Также Изменениями N 1 предлагается пересмотреть концепцию сферы действия технического регламента Таможенного союза. Приложением N 1 действующей редакции ТР ТС 026/2012 определен закрытый перечень маломерных судов, спасательных средств и оборудования для маломерных судов. При этом в отличие от спасательных средств и оборудования для маломерных судов категории маломерных судов не установлены. Одновременно с этим пунктом 5 статьи 1 ТР ТС 026/2012 из-под действия технического регламента выведен ряд позиций.
     
     С учетом изложенного предлагается изложить приложение N 1 к техническому регламенту Таможенного союза в новой редакции, которым будет определен перечень судов, на которые действие технического регламента Таможенного союза не распространяется. В указанный перечень вошли отдельные позиции, которые согласно действующей редакции статьи 1 ТР ТС 026/2012 выведены из-под его действия.
     
     Соответственно, абзац второй статьи 1 признается утратившим силу, пункт 5 статьи 1 излагается в новой редакции.
     
     В настоящее время доски для серфинга под парусом, надувные баллоны и иные водные аттракционы, устройства для серфинга с двигателем и другие подобные устройства с двигателем выведены из-под действия технического регламента, однако их статус остается неурегулированным.
     
     В этой связи Изменениями N 1 из-под определения маломерных судов выводятся средства активного отдыха на водных объектах.
     

     Статья 1 дополняется пунктом 5.1 следующего содержания: "Средства активного отдыха на водных объектах, в том числе аттракционы, не признаются маломерными судами".
     
     Также Изменениями N 1 уточняется и дополняется состав терминов, используемых в техническом регламенте Таможенного союза и приведенных в статье 2.
     
     В первую очередь требует пересмотра понятие "маломерное судно" и его определение.
     
     В действующем международном законодательстве применительно к данной категории используется понятие "small craft", что в переводе означает "малое судно". Понятие "маломерное судно" на международном уровне отсутствует. При этом согласно существующей международной классификации малые суда - это суда длиной корпуса до 80 футов (24 метра) без ограничений по количеству людей на борту.
     
     Указанные нормы отражаются, прежде всего, в различных группах стандартов, применяемых для малых судов различного назначения. Это, в первую очередь, Директива N 2013/53/EU Европейского парламента и Совета Европейского союза "О прогулочных судах и гидроциклах и отмене Директивы 94/25/ЕС" (далее - Директива), а также международные стандарты группы ISO Small Craft.
     
     В частности, Директивой установлено понятие "прогулочное судно", к которому относится судно любого типа, за исключением гидроциклов, предназначенное для спортивных целей и отдыха, с длиной корпуса 2,5-24 м независимо от движущей силы.
     
     Кроме того, в соответствии с указанной Директивой процедуры соответствия качества товаров применительно к прогулочным судам разделяются на категории судов с длиной корпуса от 2,5 до 12 метров и от 12 до 24 метров.
     
     Также следует отметить нормы национальных стандартов, разрабатываемых, как правило, по международным стандартам ISO. К примеру, на территории Российской Федерации на основании стандартов ISO разработаны ГОСТы. ГОСТ Р 57617-2017 понятие "малое судно (маломерное судно)" определено как судно с параметрами до 24 метров.
     
     Также аналогичные нормы применяются международными классификационными обществами.
     
     Классификационное общество DNV GL, образованное в результате слияния немецкого классификационного общества Germanister Lloyd и норвежского классификационного общества Det Norske Veritas, руководствуется правилами, по которым также могут быть классифицированы суда длиной менее 24 метров.
     

     Французская инспекционно-сертификационная компания Bureau Veritas располагает правилами для яхт длиной до 100 метров, которые могут применяться и для судов длиной менее 24 метров.
     
     Таким образом, как на международном, так и на национальных уровнях предельная длина маломерного судна составляет 24 метра.
     
     В связи с этим в техническом регламенте Таможенного союза уточняется определение маломерного судна - "маломерное (малое) судно - судно любого типа с длиной корпуса 24 метра и менее".
     
     Также следует отметить, что в настоящее время определение понятия "гидроцикл" отсутствует как в российском законодательстве, так и в законодательстве Таможенного союза. Указанное понятие раскрывается в Директиве.
     
     Принимая во внимание изложенное, существует необходимость раскрыть данное понятие в ТР ТС 026/2012. В этой связи в статью 2 вводится определение понятия "гидроцикл".
     
     В связи с введением в приложении N 1 к техническому регламенту Таможенного союза, излагаемому в новой редакции, такого понятия, как "аэробот", возникла также необходимость раскрытия данного понятия в статье 2 технического регламента.
     
     Кроме того, существующая редакция определения понятия "судно на воздушной подушке" требует корректировок.
     
     Согласно действующему определению судном на воздушной подушке признается судно, у которого вся масса или значительная ее часть на ходу или без хода поддерживается над водой (грунтом, льдом и т.д.) силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой.
     
     В соответствии с правилом 3 Конвенции о Международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года термин "на ходу" означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели.
     
     В свою очередь судно на воздушной подушке без хода (на якоре, ошвартованное к берегу или стоящее на мели) не будет поддерживаться над водой силами избыточного давления воздуха.
     
     Кроме того, воздушной подушкой называется не полость, а воздух, находящийся в этой полости.
     
     С учетом изложенного выявлена необходимость уточнения термина "судно на воздушной подушке".
     

     С учетом введения в статью 1 ТР ТС 026/2012 нового понятия "средства активного отдыха" Изменениями N 1 предусматривается раскрытие данного понятия путем введения его определения.
     
     Также в целях более точного понимания и исключения случаев неоднозначного толкования указанного определения Изменениями N 1 предусмотрено введение примечания, в котором раскрывается, что относится к средствам активного отдыха на водных объектах.
     
     В связи с отсутствием в действующей редакции ТР ТС 026/2012 ссылки на приложение N 2, которым устанавливаются требования безопасности к маломерным судам, статья 4 дополняется соответствующим абзацем.
     
     В связи с принятием новой редакции технического регламента Таможенного союза в части уточнения определения маломерного судна потребуется переработка Перечня стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза и Перечня стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
     
     Дата окончания общественного обсуждения 15.08.2021.
     
     
     Источник:
     https://docs.eaeunion.org/pd/ru-ru/0106008/pd_21052021https://docs.eaeunion.org/ru-ru