Разработаны тонкопленочные термопары, измеряющие температуру авиадвигателя

Ученые из Сианьского университета Цзяотун предложили новое решение проблемы сверхвысоких температур в авиастроении - тонкопленочные термопары (ТПТ) на основе оксида индия InO, легированного YSZ, для использования в авиадвигателях. Эти сенсоры выдерживают температуры до 1850°C, что выше, чем у стандартных металлических термопар. Они не влияют на работу системы и обеспечивают высокую безопасность.

Термопару спроектировали с учетом квантовых расчетов и компьютерного моделирования. Для повышения точности использована нейросеть, корректирующая показания. В результате получился датчик, выдерживающий 1850°C - с запасом для авиадвигателей. Его термо-ЭДС достигает 163,4 мкВ/°C, что выше, чем у стандартных металлических термопар.

Испытания показали, что датчик выдерживает вибрацию с ускорением 21,17 g, ударные нагрузки до 100 g и работу в реактивной турбине при 1090°C. Однако для промышленного применения необходимы долгосрочные тесты на долговечность.

Если технология будет внедрена, она повысит безопасность авиадвигателей и увеличит КПД турбин, оптимизировав режимы горения и снизив расход топлива.


По материалам:
https://innovanews.ru/info/news/hightech/tonkijj-raschet-kak-plenka-tolshhinojj-v-mikron-izmerila-nemyslimye-1850-c/?ysclid=mcsqwh2qqc334035952