Региональным организациям инвалидов не предоставляются преимущества при участии в закупках по Закону 44-ФЗ
Минфин России дал разъяснение о том, что преференции, установленные ст.29 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на региональные и иные общественные организации инвалидов. Данная позиция представлена в письме Минфина России от 16.05.2017 г. N 24-03-07/29544.
Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. N 341 утверждены:
- Правила предоставления преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила);
- Перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов (далее - Перечень).
На основании ч.3 ст.29 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчик обязан предоставлять организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до 15% в соответствии с Правилами и Перечнем. Исключением являются случаи, если закупка проводится у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Указанные преимущества распространяются на (ч.2 ст.29 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ):
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем 80%;
- организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
Несмотря на установленные законодательством о контрактной системе требования к организациям инвалидов, которым при участии в закупках предоставляются преференции, возникает вопрос о распространении таких преимуществ на иные общественные организации инвалидов. Для ответа на данный вопрос Минфин России представил сравнение нижеуказанных понятий.
Согласно абз.1 ст.33 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, создаются общественные объединения. При этом общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации (ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", далее - Федеральный закон от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ).
Общественной организацией признается основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (абз.1 ст.8 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ).
При этом под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В РФ создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ (ст.14 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 82-ФЗ).
Учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения, в том числе общественной организации, Минфин России сообщает, что заказчик предоставляет преимущества исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов. Так, преференции, предусмотренные ст.29 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, не распространяются на региональные и иные общественные организации инвалидов.