Роснефть предлагает реформировать энергорынок для сдерживания роста цен на электроэнергию для промышленности

21 января 2022

     Глава "Роснефти" Игорь Сечин предложил провести реформу энергорынка для сдерживания роста цен на электроэнергию для промышленности в РФ. Среди инициатив - снижение платежа за мощность для простаивающих станций и исключение возможных манипуляций ценами со стороны генерирующих компаний. Одна из новых идей - введение тарифов на электроэнергию АЭС, которые сейчас продают ее по цене, сформированной тепловыми энергоблоками с более высокими топливными затратами. В Минэнерго считают, что существующая модель не допускает неконтролируемого роста цен, однако готовы ее совершенствовать.
     
     Последние пять лет баланс экономических интересов на энергорынке нарушен в пользу производителей энергии и сетевых компаний, такую позицию глава "Роснефти" Игорь Сечин направил Президенту Владимиру Путину (письмо от 26 ноября 2021 года есть у "Ъ").
     
     Цены на электроэнергию растут быстрее инфляции вопреки поручению президента, подчеркивает автор письма.
     
     Так, для месторождений "РН-Юганскнефтегаза" цены с 2015 года по август 2021 года увеличились на 55%, "превышение накопленного индекса инфляции - 23%". Президент расписал письмо на своего помощника Максима Орешкина, поручив "рассмотреть и доложить".
     
     В "Роснефти" заявили "Ъ", что никогда не обсуждают с представителями СМИ служебную переписку и детали своей производственной деятельности. "Компания призывает журналистов воздержаться от каких-либо публикаций и оценок до появления итогов рассмотрения обращения Игоря Сечина, являющегося также секретарем комиссии по ТЭК", - предупредили там.
     
     Господин Сечин, в частности, предложил усилить контроль за деятельностью участников рынка со стороны ФАС, не допустить введения новых надбавок к цене на мощность, ввести дифференциацию оплаты мощности в зависимости от загрузки станций. Он также пишет об изменении правил торгов на рынке на сутки вперед (РСВ), чтобы "прекратить практику реализации поставщиками ценовых стратегий, связанных со снижением конкуренции". В частности, речь идет об отмене "механизма 1,5 Руст", позволяющего генераторам на РСВ сначала заявить низкие цены и большой объем мощности, а затем изменить заявки ("Ъ" писал об этом 25 ноября 2021 года).
     
     Есть и абсолютно новые идеи, как "введение тарифного регулирования" цен на электроэнергию АЭС "Росэнергоатома" (РЭА, входит в "Росатом").
     

     Сейчас 11 АЭС на 29,5 ГВт продают электроэнергию на РСВ в режиме "ценопринимания", то есть получают ту цену, которая формируется за счет ТЭС. Регулирование цен "позволит исключить получение экономически необоснованной прибыли со стороны РЭА за счет реализации электроэнергии по ценам, формируемым тепловыми станциями с низким уровнем топливной эффективности либо высоким уровнем цен на органическое топливо", отмечается в письме. "За последние десять лет выручка АЭС с оптового рынка увеличилась в 2,5 раза, в то время как их выработка за этот период выросла лишь на четверть", - говорит источник "Ъ", знакомый с позицией президентской комиссии по ТЭК.
     
     В 2020 году РЭА заработал на РСВ 212 млрд руб., причем расходы на ядерное топливо, которые формально должны покрываться регулируемым тарифом, составили 62 млрд руб., говорит Владимир Скляр из "ВТБ Капитала". Перевод АЭС на тариф может снизить платеж рынка примерно на 150 млрд руб. в год (около 3,5% конечной цены), подсчитал аналитик.
     
     В РЭА заявили "Ъ", что у регуляторов "уже достаточно механизмов для регулирования выручки концерна".
     
     Так, РЭА поставляет электроэнергию не только на свободном рынке, но и по регулируемым ценам, утверждаемым ФАС (например, по регулируемым договорам и договорам поставки мощности, ДПМ). Выручка с РСВ, которая направляется на покрытие расходов на ядерное топливо и на финансирование условно-постоянных расходов в целях обеспечения безопасной эксплуатации АЭС, учитывается при установлении цен ДПМ для новых блоков. В РЭА добавили, что на конец 2021 года дебиторская задолженность перед концерном потребителей, покупающих электроэнергию по регулируемым ценам, составила около 17 млрд руб.
     
     "Рост стоимости электроэнергии усиливает давление на компании промышленного сектора России. На фоне неблагоприятной внешней конъюнктуры, в том числе растущих санкционных рисков, дополнительный рост издержек приводит к снижению конкурентных преимуществ российских компаний на экспортных рынках", - подчеркивает собеседник "Ъ", знакомый с позицией президентской комиссии по ТЭК.
     
     Он полагает, что Минэнерго в последние годы "не предложило никаких действенных механизмов, которые были бы направлены на компенсацию потребителям роста ценовой нагрузки". Источник "Ъ" утверждает, что варианты решения проблемы перекрестного субсидирования даже не обсуждаются, зато выдвигаются инициативы, повышающие рост нагрузки на потребителей (например, оплата электросетевого резерва).
     

     Помощник руководителя администрации президента Анатолий Яновский заявил "Ъ", что повестки предстоящей президентской комиссии по ТЭК еще нет.
     
     Если Владимир Путин сочтет нужным, то вынесет предложения главы "Роснефти" на обсуждение комиссии, добавил он: "Комиссия - коллегиальный орган, перед нами не стояло задачи формировать мнение по поводу инициатив Игоря Сечина. Кроме того, он направлял предложения президенту как глава "Роснефти", поэтому вопрос имеет опосредованное отношение к работе комиссии. По моему личному мнению как члена комиссии по ТЭК, все предложения Игоря Сечина, перечисленные в письме, обоснованы и правильны. Нам необходимо заботиться о снижении цен на электроэнергию для всех категорий потребителей в России".
     
     В Минэнерго сообщили, что по предварительным оценкам конечная цена на электроэнергию для категории "прочие потребители" в 2021 году выросла на 4,6% в ценовых зонах, а в 2022 году увеличится на 4%, что ниже инфляции. "Действующая модель рынка не допускает неконтролируемого роста цен для различных категорий потребителей, но вместе с тем считаем целесообразным продолжать работу по совершенствованию ряда механизмов оптового рынка электрической энергии и мощности с учетом складывающейся практики", - говорят в министерстве. В ФАС заявили "Ъ", что на основании полученных материалов в декабре 2021 года служба направила свою позицию в Минэнерго. В ФАС отметили, что постоянно осуществляют мониторинг цен.
     
     В "Совете рынка" заявили "Ъ", что неизменно выступают против надбавок и неконкурентных механизмов. Там отметили, что уже предлагали ввести дифференциацию оплаты мощности в зависимости от нагрузки, вопрос прорабатывается. Предложения по введению тарифов для АЭС "требуют дополнительной проработки". При этом в "Совете рынка" считают, что рынок электроэнергии, базирующийся на отработанных конкурентных механизмах, - "самый стабильный сектор на оптовом рынке", и внесение кардинальных изменений нецелесообразно: "Маржинальный принцип ценообразования на РСВ в совокупности с реализацией программы ввода новых эффективных мощностей привел к тому, что темпы роста цены РСВ на долгосрочном горизонте оказались гораздо меньше динамики цен на газ и уголь".
     
     В "Совете производителей энергии" (объединяет генераторов РФ) отметили, что одноставочная цена электроэнергии на оптовом рынке в 2021 году традиционно росла медленнее инфляции: рост составил 5,3% год к году при инфляции 8,39%. За период с 2011 по 2021 год темп роста средневзвешенной цены электроэнергии по всем категориям потребителей в РФ составил 5,6%, что ниже среднего уровня инфляции за тот же период (около 6,3%). Однако в "Сообществе потребителей энергии" уверяют, что постоянный и нередко необоснованный рост энергоцен для промышленности сковывает ресурсы экономики, поднимает цены на энергоемкую продукцию и раскручивает инфляцию: "Поручение правительства о сокращении тарифно-ценовой нагрузки на экономику в Минэнерго отправили в долгий ящик и продолжают продвигать проекты по ее наращиванию".
     

     
     Источник:
     http://www.kommersant.ru