Счетная палата оценила реализацию концессий в сфере ЖКХ

Счетная Палата (СП) опубликовала Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения" (с учетом материалов контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации) - https://ach.gov.ru/upload/iblock/0df/0tuaeva63feis5p5uyeu7htgd3gfwiwe/Otchet_Kontsessii_ZHKKH.pdf.

Концессионные соглашения (далее - КС) в сфере жилищно-коммунального хозяйства применяются уже более 10 лет и в соответствии со Стратегией развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года определены одним из механизмов привлечения внебюджетных средств для обновления объектов коммунальной инфраструктуры. СП совместно с контрольно-счетными органами 53 регионов провела анализ их реализации и пришла к выводу, что, несмотря на активное использование, концессии пока не стали действенным инструментом притока инвестиций в сектор ЖКХ.

"По состоянию на 31 декабря 2023 года на сферу ЖКХ приходилось 85% всех реализуемых или завершенных концессионных соглашений. При этом доля объектов ЖКХ, переданных в концессию, незначительна - всего 12,4% от общего количества. Проведенный анализ выявил существенную долю КС с незначительным объемом инвестиций. Так, 60,8% КС заключены с объемом инвестиций менее 10 млн рублей, что свидетельствует о том, что концессии в ЖКХ не стали значимым механизмом привлечения внебюджетных средств", - сообщила аудитор СП Наталья Александровна Трунова.

По мнению СП, недостаточная эффективность реализации концессий обусловлена рядом системных проблем и ограничивающих факторов. Среди них: несовершенство концессионного законодательства, отсутствие достоверной информации о реализации КС, недостаточность и несистемность мер поддержки концессионных проектов, а также краткосрочная и непрозрачная тарифная политика в сфере ЖКХ.

В частности, в ходе анализа установлено, что информационные системы федеральных органов исполнительной власти (Минэкономразвития, Минстроя, ФАС и Росстата) и ППК "Фонд развития территорий" содержат противоречивые и неполные данные, информация в указанных системах формируется на различные отчетные даты, в разных форматах и не содержит данных об основных фондах, переданных по КС, в том числе о степени их износа и вводе в эксплуатацию. Так, по данным Минстроя России, на 1 января 2024 года заключено 2618 КС в сфере ЖКХ, по данным Минэкономразвития России - 2843.

Учет обязательств концессионеров по созданию и реконструкции объектов в сфере ЖКХ в разрезе по годам не ведется, что не позволяет оценить своевременность и полноту выполнения обязательств в рамках концессий, а также объем привлечения внебюджетных инвестиций в сферу ЖКХ.

Еще одним важным фактором, снижающим инвестиционную привлекательность концессионных проектов, является недостаточность системных мер господдержки этой сферы.

Как показал анализ, финансовые ресурсы, направляемые на реализацию концессий, рассредоточены между различными механизмами льготного финансирования, а также финансовыми инструментами поддержки регионов.

Всего по состоянию на 1 ноября 2024 года различными мерами господдержки охвачено 268 концессионных проектов в сфере ЖКХ с общим запланированным объемом инвестиций 258,6 млрд рублей. При этом в общем объеме финансовой поддержки сектора ЖКХ, реализуемой через различные инструменты, доля финансирования КС незначительна. Так, в 2022-2023 годах она составляла 0,74% в объеме специальных казначейских кредитов и 2,29% - в объеме инфраструктурных бюджетных кредитов.

Результаты анализа показывают, что процесс заключения и реализации концессий в секторе ЖКХ не в полной мере соответствует действующему законодательству в этой сфере. В частности, выявлен формальный подход к установлению показателей КС. Так, в ряде соглашений они имели либо нулевые, либо неизменяемые значения на всем периоде реализации, то есть не были нацелены на улучшение качества предоставляемых услуг в сфере ЖКХ. Также отмечается тенденция увеличения количества мероприятий, не выполняемых в установленные сроки.

По итогам анализа СП направила письмо в Правительство с предложениями по повышению эффективности механизма концессий в сфере ЖКХ.

В частности, контрольное ведомство предложило:

- разработать типовую форму расчетной финансово-экономической модели концессионных соглашений в сфере ЖКХ и сделать ее одним из ключевых условий их заключения;

- определить минимальный объем инвестиционных обязательств концессионера при реализации концессионных соглашений в сфере ЖКХ и предусмотреть мониторинг заключенных соглашений на предмет взятых обязательств и их фактического исполнения в разбивке по годам бюджетного цикла;

- разработать системные меры поддержки концессионных проектов, реализуемых в сфере ЖКХ, с определением требований к показателям их эффективности.


По материалам:
https://ach.gov.ru/checks/kontsessii-v-zhkkh