Состоялось двадцатое заседание Экспертного совета ПАО "Транснефть"
13 сентября 2016 года в г.Москве состоялось двадцатое заседание Экспертного совета ПАО "Транснефть", участники которого обсудили систему транспортировки нефтепродуктов, ход реализации инвестпроектов компании и развитие биржевой торговли.
В работе Экспертного совета от ПАО "Транснефть" приняли участие вице-президент Михаил Маргелов, заместитель вице-президента Владимир Назаров, начальник управления стратегического развития Расим Мингазетдинов.
Выступая с приветственным словом, Михаил Маргелов отметил, что за последние годы биржевая торговля энергоресурсами, как рыночный институт, доказала свою востребованность не только со стороны участников рынка, госорганов, но и со стороны общественности.
По словам Михаила Маргелова, ПАО "Транснефть" добилось значительного прироста количества биржевых сделок нефтепродуктов. Этому, в том числе, способствует активное развитие биржевой торговли нефтепродуктами способом поставки "франко-труба" (поставка товара осуществляется по системе магистрального трубопроводного транспорта "Транснефти" путем сдачи товара поставщиком в систему магистрального трубопроводного транспорта).
"В настоящее время действует полнофункциональный механизм по организации торгов нефтепродуктами на базисах наливных пунктов компании "Транснефть", и мы стремимся к его постоянному совершенствованию для обеспечения быстрой и надежной процедуры поставки биржевого товара", - подчеркнул он.
Михаил Маргелов отметил важное значение реализации инвестиционных проектов по развитию системы магистральных нефтепродуктопроводов (МНПП). Цель развития МНПП напрямую связана с обеспечением задач по переориентированию перевалки нефтепродуктов из зарубежных портов в порты Российской Федерации - в балтийские порты Усть-Луга и Приморск, а также порт в г.Новороссийске. "Это важная и ответственная работа, которая требует планомерной реализации, и в компании ей уделяется самое пристальное внимание", - подчеркнул вице-президент.
С основным докладом в ходе заседания Экспертного совета выступил заместитель вице-президента ПАО "Транснефть" Владимир Назаров. Говоря о развитии системы МНПП, он отметил, что проекты направлены как на увеличение пропускных возможностей на экспортных направлениях, так и на обеспечение возможности дополнительных поставок на внутреннем рынке Российской Федерации. "Это очень важно как в плане экспорта дизельного топлива, так и в целях обеспечения конкуренции на внутреннем рынке России", - указал он.
В числе основных проектов в области транспортировки нефтепродуктов Владимир Назаров назвал "Юг", "Север", а также увеличение поставок топлива в направлении Московского региона, который является в настоящее время достаточно емким. Конечная цель проектов развития МНПП - достижение транспортировки в объеме 56 млн тонн в год светлых нефтепродуктов к 2020 году, сообщил Владимир Назаров.
Он напомнил, что проект "Юг" реализуется в два этапа: прокладка участка от Волгограда до Новороссийска с завершением строительства в четвертом квартале 2017 года и строительство участка от Самарского региона до Волгограда с реализацией в 2020 году. На первом этапе планируется транспортировать 6 млн тонн ресурсов, при этом в районе Волгоградской области будет функционировать железнодорожная эстакада для слива нефтепродуктов. На втором этапе, на участке из Самары до Волгограда, проектная мощность составит 6 млн т, на участке из Волгограда в Новороссийск - 11 млн тонн. Проект "Юг" реализуется в соответствии с планами, в четвертом квартале 2017 года - реализация первого этапа.
Проект "Север" также разделен на два крупных этапа. Владимир Назаров сообщил, что в рамках первого этапа будет реализован проект с условным названием "Север-15", вторым этапом станет "Север-25".
По словам Владимира Назарова, проект "Север-15" будет реализован уже в 2016 году, проект "Север-25" - в 2018 году. При увеличении транспортировки в направлении порта Приморск до 25 млн тонн ПАО "Транснефть" планирует привлечь все ресурсы, которые в настоящее время поставляются тем или иным видом транспорта в направлении Прибалтики. Речь идет о дизельном топливе класса "Евро-5".
В сентябре 2016 года в рамках проекта "Север" планируется заполнение участка от Ярославля до Киришей - бывший нефтепровод, перепрофилированный под транспорт нефтепродуктов. Это позволит выйти на плановые цифры в 15 млн тонн. В октябре-ноябре 2016 года компания планирует ввод в эксплуатацию ряда промежуточных станций и резервуарных парков с тем, чтобы считать проект "Север-15" полностью завершенным, отметил Владимир Назаров.
В рамках проекта увеличения поставок нефтепродуктов в Московский регион будут обеспечиваться дополнительные поставки дизельного топлива, будет реализована поставка автомобильного бензина. В настоящее время в рамках проекта строится сливная железнодорожная эстакада в Рязанской области - "Шилово-3". "Соответственно, дополнительный объем авиатоплива получаем по железной дороге и уже по системе магистральных нефтепродуктопроводов транспортируем его до московских аэропортов", - пояснил Владимир Назаров.
"По итогам реализации проекта мы ожидаем плановые проектные мощности магистральных нефтепродуктопроводов в объеме свыше 14 млн тонн. Данный объем будет транспортироваться в пределах московского кольца и с выдачей в пределах московского кольца", - сообщил Владимир Назаров. Проект будет реализован в 2018 году, также поэтапно. В 2017 году ПАО "Транснефть" рассчитывает иметь возможность транспортировать 2 млн тонн бензина с нижегородского завода с последующим увеличением объемов бензина как со стороны нижегородского завода, так и со стороны Рязанского нефтеперерабатывающего завода. Также в планах компании - увеличение приема бензина и дизельного топлива от Московского нефтеперерабатывающего завода. В рамках первого этапа 2,5 млн тонн авиатоплива в год будет приниматься на сливной эстакаде "Шилово-3" и транспортироваться в направлении Московского авиаузла.
Владимир Назаров также сообщил о планах ПАО "Транснефть" по развитию мелкооптовой торговли касаемо способов доставки топлива конечными получателями. "Важно, что мы, развивая внутреннюю сеть во взаимодействии с нефтяными компаниями и строя свои наливные пункты, делаем упор именно на автоцистерны, на мелкооптовую торговлю. Все это будет подспорьем в развитии биржевой торговли", - отметил Владимир Назаров.
Он добавил, что компания планирует иметь возможность отпускать топливо, в первую очередь дизельное, в автоцистерны в тех регионах, где ее присутствие невелико, - Ленинградская область, Краснодарский край, Челябинск, Брянск.
ПАО "Транснефть" ожидает роста объема транспортировки нефтепродуктов на внутреннем рынке РФ. "Динамика впечатляющая. Если в 2016 году мы ожидаем чуть менее 9 млн тонн общего транспорта, то начиная с 2018 года, с учетом реализации проектов по развитию системы МНПП, прогнозируем уровень транспортировки в объеме 15,5 млн тонн и далее - выход на уровень более 16 млн тонн светлых нефтепродуктов", - подчеркнул Владимир Назаров. Он напомнил, что пик объемов транспортировки на внутреннем рынке был зафиксирован в 2012 году - 11,5 млн т светлых нефтепродуктов, после этого динамика была отрицательная.
Владимир Назаров сообщил, что отпуск покупаемых нефтепродуктов осуществляется примерно в 50% случаев на сторонних нефтебазах, аналогично - в 50% на наливных пунктах ПАО "Транснефть". В будущем это соотношение сохранится. "Это говорит о том, что мы не только со сторонними нефтебазами работаем, но также идет работа с собственными наливными пунктами, что способствует развитию мелкооптовой торговли и отпуску через автоцистерны", - отметил он.
Касаясь тенденций в области биржевой торговли нефтепродуктами, Владимир Назаров сообщил, что если в 2015 году торги в основном осуществлялись на условиях "франко-НПЗ" с последующим вывозом железной дорогой, то в 2016 году наблюдается резкий рост торговли на условиях "франко-труба". Большая работа была проведена самой биржей, с начала 2016 года ситуацию постоянно мониторит ФАС. "И сами нефтяные компании, и трейдинговые структуры попробовали и поняли, что с системой МНПП можно работать, есть у нас определенные преимущества и перед железной дорогой", - отметил Владимир Назаров.
Количество договоров и биржевых сделок выросло в два раза по итогам полугодия, и по итогам года тенденция, как ожидается, сохранится.
"Таким образом, биржевая торговля в 2016 году на "трубных" базисах начала достаточно хорошо развиваться и расширяться. Это подтолкнуло "Транснефть" к тому, чтобы стать оператором товарных поставок. Работа ведется во взаимодействии с Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржей и ФАС России", - подчеркнул Владимир Назаров.
В настоящее время работа на базисах ПАО "Транснефть" осуществляется как полнофункциональный механизм организации биржевых торгов. Целью является создание и совершенствование механизма организации биржевых торгов на базисах компании с обеспечением быстрой и надежной процедуры поставки биржевого товара по принципу "поставка против платежа". Применяя и внедряя информационные системы, системы обмена информацией с РДК и биржей, компания рассчитывает уменьшить сроки передачи товара от продавца покупателю и тем самым сократить путь товара от производителя до получателя, что и входит в задачу оператора товарных поставок.
Торговля на бирже в настоящее время условно состоит из двух звеньев: сама биржа и РДК. При этом РДК выступает в качестве клирингового центра по проведению финансовых операций между покупателем и продавцом. ПАО "Транснефть" предлагает третье звено - себя в качестве оператора поставок. Благодаря появлению третьего звена передача товара от продавца покупателю будет происходить так же быстро, как осуществляется платеж: ПАО "Транснефть" в качестве оператора товарных поставок заключает соответствующе договоры с участниками биржевой сделки и посредством информационных систем обеспечивает передачу продукта в эти же сутки, в течение одного дня, от продавца покупателю.
Для получения статуса оператора товарных поставок компании необходимо получить аккредитацию Банка России. С этой целью выполняется ряд процедур.
Владимир Назаров отметил, что при биржевой сделке оператор товарных поставок и РДК являются гарантами перехода права собственности на биржевой товар. Переход права собственности осуществляется на базисах компании "Транснефть" на основании открытого товарного счета в сжатые сроки, максимум на вторые сутки, что достигается посредством использования автоматизированной системы и постоянного обмена информацией между оператором товарных поставок, РДК и самой биржей.
"Планируется, что в рамках имеющихся договоров хранения с клиентами заключаются договоры на открытие торгово-товарного счета. В рамках этого счета будут блокироваться по заявке клиентов определенные объемы ресурса. Данная информация будет доводиться до биржи, биржа, в случае проведения тех или иных торговых операций, эту информацию передает РДК, в свою очередь, РДК обратно данную информацию направляет в "Транснефть". Компания в результате передает товар с одного торгового счета на другой товарный счет - от продавца покупателю", - пояснил Владимир Назаров.
В настоящее время компания реализует мероприятия, направленные на подготовку к работе в статусе оператора товарных поставок. На сегодняшний день пункты ПАО "Транснефть", на которых возможны прием и сдача нефтепродуктов, являются биржевыми базисами, за исключением одного-двух. Клиентам также оказывается информационная поддержка - в рамках договора хранения и налива предлагается заключать информационный договор.
Владимир Назаров также сообщил, что в настоящее время ПАО "Транснефть" реализует проект по организации юридически значимого электронного документооборота на основе применения цифровой подписи.
Переход права собственности товара в резервуарах от одного клиента к другому осуществляется по факту предоставления клиентом трехстороннего акта, подписанного покупателем, продавцом и компанией.
Соответствующий электронный документ будет готовиться в течение часа-двух после совершения биржевой сделки.
В рамках данных работ ПАО "Транснефть" предстоит модернизировать систему учета, реализовать проект электронной подписи, что гарантирует информационную безопасность и конфиденциальность. Также необходима юридическая поддержка - разработка внутренних регламентов и регламентов взаимоотношений с биржей, сопровождение заключения договоров непосредственно с клиентами.
"Между РДК и ПАО "Транснефть" должно быть технически реализовано единое пространство доверия. Это подразумевает наладку единого канала новостного обмена на основе применения сертификатов электронной подписи. Это вопрос достаточно важный и сложный - как обеспечить защищенный канал связи, защищенный обмен информацией с другими госструктурами и ведомствами. Такая работа ведется, и в рамках своих удостоверяющих центров мы ожидаем завершения этой работы к концу года", - сообщил Владимир Назаров.
Он также отметил, что утверждена "дорожная карта", в рамках которой будут реализовываться соответствующие мероприятия. В результате ПАО "Транснефть" намерено получить статус оператора товарных поставок.
"На первом этапе планируем вести консультационные мероприятия по формированию всех необходимых документов. Основной этап - до сентября 2017 года - программно-техническое обеспечение; в течение сентября-октября следующего года компания рассчитывает получить аккредитацию ЦБ РФ и провести тестирование ПО. Далее - проведение договорной кампании, опытная эксплуатация. В ноябре 2017 года планируется начать промышленную эксплуатацию системы и получить статус оператора товарных поставок", - отметил Владимир Назаров.
Источник:
http://www.transneft.ru/