Состоялось заседание рабочей группы Госсовета по направлению "Энергетика" по вопросам снижения энергоемкости ВВП
7 февраля прошло заседание рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению "Энергетика" с темой "Вопросы снижения энергоемкости ВВП. О стимулировании мер в области энергосбережения и повышения энергоэффективности в регионах Российской Федерации".
Присутствовали представители Минэкономразвития, Минстроя, Минэнерго России, профильного комитета Государственной ФС РФ, крупных энергокомпаний, регионов.
После декабрьского Госдоклада с констатацией провала госполитики энергоэффективности Минэкономразвития представило свои предложения по ее перезапуску.
Меры по повышению энергетической эффективности были представлены заместителем министра экономического развития Михаилом Расстригиным.
"По нашему мнению, первоочередные действия по повышению энергетической эффективности должны быть сосредоточены в наиболее энергоемких секторах экономики: жилищном секторе, энергетике, обрабатывающей промышленности. Ключевым драйвером для высвобождения существенного накопленного потенциала энергоэффективности и снижения энергоемкости ВВП является технологический фактор, а именно развитие и внедрение современных энергосберегающих технологий", - заявил Михаил Расстригин.
Всего было представлено 6 ключевых мероприятий, которые могут принести наибольший эффект уже в ближайшее время.
Первое предложение касается повышения эффективности потребления тепловой энергии в МКД, в первую очередь, за счет установки автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) с погодным регулированием, общедомовых приборов учета тепла и утепления зданий. Причем, предлагается данные мероприятия частично субсидировать государством. По расчетам, инвестиции составят порядка 56 млрд руб., в том числе за счет средств бюджета - 20 млрд руб., а эффект - 9 млрд руб. в год.
Согласно второму предложению повышение эффективности потребления электрической энергии в МКД можно достичь путем 100%-го субсидирования мероприятий по замене освещения мест общего пользования на энергоэффективное, установки систем управления освещением, установки систем АИИСКУЭ и общедомовых приборов учета электрической энергии при проведении капитального ремонта МКД. Затраты составят 2 млрд руб. в год, годовой эффект - 1 млрд руб.
Третье предложение направлено на повышение энергетической эффективности в электроэнергетике за счет более масштабного внедрения парогазовых технологий на базе газовых турбин, относимых к образцам инновационного энергетического оборудования, при модернизации крупных ГРЭС. Инвестиции в развитие высокотехнологичных производств, по расчетам, составят 1 трлн руб. (за период 2027-2035 гг.), а прямой и косвенный эффекты от экономии топлива - 220 млрд руб.
Четвертое предложение касается реализации типовых энергоэффективных мероприятий в бюджетном секторе, таких как установка индивидуальных тепловых пунктов с приборами учета тепла и переход на энергоэффективное освещение. Затраты составят порядка 6 млрд руб. в год бюджетных средств в течение 10 лет, а эффект - 7 млрд руб. в год. Это позволит напрямую сократить впоследствии финансовую нагрузку на бюджет за счет снижения затрат на оплату энергетических ресурсов.
Пятым предложением является обеспечение софинансирования энергосбережения и повышения энергоэффективности (в том числе, энергосервисной деятельности) за счет использования механизма льготного кредитования субъектов МСП по "Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства" и предоставление кредитов компаниям по льготной ставке 9,6% годовых.
Последним предложением предусматривается снижение размера обеспечения энергосервисного контракта с текущих 5-30% до 1-5% и срока предоставления обеспечения - до первого подтверждения экономии, а также распространение системы факторинга при реализации энергосервисных договоров. По расчетам, это позволит увеличить объем заключаемых энергосервисных договоров на 2 млрд руб. ежегодно.
Таким образом, первоочередные предложения Минэкономразвития России по повышению энергетической эффективности способны приносить прямой и косвенный эффект от экономии энергетических ресурсов до 240 млрд руб. ежегодно и за 10 лет их реализации снизить энергоемкость ВВП за счет технологического фактора на 6% относительно 2018 года.
Председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный заявил о необходимости корректировки государственной политики в области энергоэффективности в пользу метода "кнута и пряника".
Ситуацию в области энергосбережения и повышения энергоэффективности он охарактеризовал как неблагополучную. В действующую Энергостратегию 2030 был заложен целевой показатель снижения энергоемкости ВВП на 40% к 2020 г. "Как вы знаете из государственного доклада, при сохранении нынешнего положения дел его достижение отодвинется на 2043 год. За прошедшие десять лет энергоемкость ВВП, по разным оценкам, снизилась всего на 9-12%, при этом в последние четыре года она практически не снижается", - отметил он.
Объективной причиной такой ситуации Завальный назвал отсутствие у субъектов экономики собственно экономической мотивации к повышению энергоэффективности из-за низкой доли в себестоимости продукции затрат на энергоресурсы.
"Для преодоления проблемы, на мой взгляд, необходима корректировка государственной политики. С одной стороны, нужны более действенные меры поддержки и стимулирования энергоэффективного поведения субъектов экономики, то есть так называемый пряник. С другой - решительное введение штрафных санкций за энергорасточительность, то есть кнут. Например, в качестве штрафных санкций за использование низкоэффективного оборудования для производства электроэнергии и тепла может выступить продажа таким производителям энергоресурсов по более высоким ценам, с повышающим коэффициентом энергоэффективности, коррелирующим с показателем энергоэффективности оборудования по сравнению с наилучшими доступными технологиями, с введением этих норм с временным лагом. Такая политика стимула или кнута показала свою эффективность при наведении порядка с утилизацией ПНГ. От показателя в 60% мы пришли к показателю более 85%, и в ближайшее время достигнем целевых 90% и выше", - уверен председатель комитета Госдумы по энергетике.
Корректировка государственной политики в сфере энергоэффективности позволит, по мнению Завального, добиться снижения затрат на энергию, повышения конкурентоспособности экономики России, увеличения потенциала экспорта энергоресурсов, улучшения экологической ситуации и достижения целей Парижского соглашения.
Павел Завальный призвал Минэкономразвития вернуться к практике софинансирования региональных программ энергосбережения. По мнению Завального, хорошим инструментом стимулирования энергоэффективности на протяжении нескольких лет было софинансирование соответствующих региональных программ через Госпрограмму "Энергоэффективность и развитие энергетики".
Согласно данным Минэкономразвития, в 2011-2014 гг. бюджетам регионов выдавалась субсидия на мероприятия по энергосбережению во всех сферах, включая ЖКХ. Было удовлетворено 144 заявки субъектов Федерации на 21,5 млрд рублей субсидий. Эти средства позволили привлечь 119,3 млрд рублей внебюджетного финансирования, то есть на каждый бюджетный рубль привлечено 5,5 внебюджетного рубля.
"Однако в последние годы бюджетное финансирование программ энергосбережения сократилось в сто раз. Комитет по энергетике все эти годы в своих заключениях на проект федерального бюджета просил вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя практике, но нас не услышали. А потом энергоэффективность и вовсе передали в ведение министерства экономического развития. Надеюсь, обновленное министерство в рамках задач, поставленных Президентом, рассмотрит возможность вернуться к софинансированию региональных программ энергосбережения", - заявил Завальный.
По материалам:
energiavita.ru, economy.gov.ru, komitet2-13.km.duma.gov.ru