Срок исковой давности при внесении экологического сбора в неполном объеме составляет 3 года
Росприроднадзор обратился в суд с иском к Обществу о взыскании 343470 рублей 67 копеек задолженности по уплате экологического сбора за 2016, 2017, 2018 годы. Согласно ранее принятым решениям суда по делу, с Общества взыскано 343470 рублей 67 копеек задолженности.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По его мнению, у Росприроднадзора отсутствует право на проведение проверки декларации по истечении 3 месяцев с момента ее подачи. При сдаче Обществом отчетности за 2016 и 2017 годы в установленные сроки каких-либо замечаний, ошибок и разногласий Росприроднадзором не заявлено.
Как следует из материалов дела, Общество в 2016, 2017, 2018 годах производило сдачу деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащей утилизации. По результатам анализа представленных деклараций Росприроднадзор установил необоснованное занижение размера экологического сбора и произвел его начисление. Сумма задолженности составила 343470 рублей 67 копеек.
По факту установленного нарушения за 2018 год Росприроднадзор составил акт от 19.06.2019 и направил его Обществу с требованием о предоставлении пояснений и внесения исправлений в отчетность. Общество направило письменные пояснения и выразило несогласие с позицией Росприроднадзора о наличии задолженности по экологическому сбору. Поскольку требование об оплате задолженности в добровольном порядке оставлено без удовлетворения, Росприроднадзор обратился в суд.
В силу п.1 ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) хозяйствующие субъекты, осуществляющие производство товаров на территории РФ, обязаны обеспечивать выполнение установленных нормативов утилизации.
На основании п.7 ст.24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в случае недостижения нормативов утилизации производителем товаров, которые самостоятельно обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров, предусматривается уплата экологического сбора, рассчитываемого посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и достигнутым фактически значением количества утилизированных отходов от использования товаров.
В случае невнесения, внесения не в полном объеме экологического сбора и (или) непредставления расчета суммы экологического сбора плательщиком в установленные сроки администратор экологического сбора направляет плательщику требование о добровольном погашении задолженности и представлении расчета суммы экологического сбора. В случае если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не погасил указанную задолженность в добровольном порядке, администратор экологического сбора осуществляет взыскание задолженности в судебном порядке (п.25 Правил взимания экологического сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 N 1073).
Возражая против удовлетворения заявленных требований, Общество ссылалось на то, что при расчете экологического сбора им учтено производство упаковки из вторичного сырья, в связи с чем применены понижающие коэффициенты.
Как следует из произведенных расчетов, Общество при показателе утилизации 0 осуществляло уменьшение экологического сбора в порядке п.п.13, 14 ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, мотивируя свою позицию использованием в производстве упаковки, произведенной из вторичного сырья.
Однако данная позиция Общества (о возможности применения указанных норм права) не принята судами во внимание, поскольку в соответствии с п.15 ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ положения п.13 и п.14 ст.24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ не распространяются на производителей товаров, которые осуществляют уплату экологического сбора в соответствии со статьей 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
При таких обстоятельствах Общество обязано произвести уплату экологического сбора в порядке п.3 ст.24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ в связи с необеспечением нормативов утилизации.
Довод Общества о пропуске срока исковой давности рассмотрен судами и правомерно отклонен. В связи с отсутствием отдельного правового регулирования на указанные правоотношения подлежит распространению общий срок исковой давности, который Росприроднадзором не пропущен.
Из материалов дела видно, что декларация за 2016 год подана 31.03.2017, а за 2017 - 30.03.2018. Таким образом, трехлетний срок подлежит исчислению с 31.03.2017, истекает 31.03.2020, а иск подан 26.02.2020.
Суд решил оставить без изменения ранее принятые по делу судебные решения, а жалобу Общества - без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.01.2021 N А53-5570/2020.
Больше судебных решений вы найдете в разделе "Практика разрешения споров в области экологии".