Учёт инфраструктурной составляющей при формировании прогнозных топливно-энергетических балансов и программ газификации регионов

Необходимо принятие решений, позволяющих учитывать "инфраструктурную составляющую" - затраты на создание газораспределительных сетей - при формировании прогнозных топливно-энергетических балансов и программ газификации регионов.

Об этом первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный заявил на заседании комиссии Государственного Совета Российской Федерации по направлению "Энергетика", посвященном проблемным вопросам актуализации ТЭБ субъектов Российской Федерации, 24 марта 2025 года.

Он отметил, что Президентом поставлена задача максимально технологически возможной газификации регионов, что предполагает приход газа, в том числе туда, где его раньше не было. Это означает огромные затраты на создание транспортной и газораспределительной инфраструктуры.

На европейской территории страны была реализована модель, при которой строительство газопроводов и поставки газа на внутренний рынок субсидировались за счет экспорта на европейский, а нагрузка на потребителей внутри страны минимизировалась. Такая же модель предполагалась и для газификации Сибири и Дальнего Востока, где якорным внешним потребителем выступает Китай. Но сегодня эта модель трансформируется.

В этом году заканчивается выполнение ранее принятых пятилетних программ газификации субъектов Российской Федерации. Необходимо работать над формированием новых, в том числе, актуализировать региональные энергобалансы с определением доли в них природного сетевого газа, альтернативных источников газификации, а также с учетом решений по развитию ЕСГ и сетей газораспределения, то есть так называемой "инфраструктурной составляющей".

Предложение о необходимости учета "инфраструктурной составляющей" в прогнозной цене газа породило ряд проблем при формировании ТЭБ регионов. На сегодня отсутствуют механизмы установления экономически обоснованных цен на природный газ и учета инфраструктурной составляющей в тарифах на транспортировку и поставку природного газа. Величина инфраструктурной составляющей зависит от объемов поставки, количества и состава потенциальных потребителей и может меняться вместе с ними.

"На федеральном уровне нет принятых решений по тому, как учитывать "инфраструктурную составляющую" и возникающие тарифные последствия. При этом важно помнить, что газификация является социальной, и перекладывать развитие необходимой для нее инфраструктуры в цену газа для населения недопустимо. Нужно принимать другие решения, например, менять модель субсидирования внутреннего рынка только за счет экспорта на модель перекрестки, существующей в электроэнергетике и де-факто уже складывающейся в газовой отрасли, когда население субсидируется за счет прочих потребителей", - заявил Павел Завальный.

По мнению первого заместителя председателя Комитета по энергетике, необходима корректировка методики формирования ТЭБ в части прогнозирования объемов потребления не только природного газа, но и других энергоресурсов с учетом межтопливной конкуренции, экологических эффектов от их использования, а также определение величины инфраструктурной составляющей. Регионам на данном этапе нужно тщательно просчитать свои возможности, в том числе, в части использования других инструментов, помимо тарифных решений. Это может быть и бюджетное софинансирование, и применение так называемых регуляторных контрактов.

Соответствующий закон Госдума приняла в осеннюю сессию 2024 года, законодательно закрепив практику заключения регуляторных контрактов между органами власти и газораспределительными организациями. Тарифное законодательство разрешает вводить специальные тарифные надбавки для того, чтобы эти деньги в последующем под контролем регионов расходовались на доведение газа до потребителей, но зачастую недостаточно денег на проектирование и строительство внутрипоселковых газопроводов. Регуляторные контракты позволяют привлечь для решения этой проблемы дополнительные источники финансирования, ускорить темпы проводимых работ.

Источник:

http://komitet-energo.duma.gov.ru/