Усовершенствовано регулирование концессий в теплоснабжении

Постановлением Правительства РФ от 24.04.2025 № 537 внесены изменения в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования регулирования концессий в сфере теплоснабжения.


В частности, изменениями введены новые основания для согласования изменений условий концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения:

- вывод из эксплуатации по решению концедента предоставленного по концессионному соглашению имущества;

- выявление по результатам технического обследования объектов теплоснабжения несоответствия (ухудшения) значений показателей надежности и энергетической эффективности и иных предусмотренных соглашением технико-экономических показателей, проведенного до 1 января 2031 г., а в случае, если концессионное соглашение заключено после 1 января 2026 г., - проведенного в первые 5 лет со дня его заключения. Данное основание может быть применено однократно, не ранее чем по истечении первых 24 календарных месяцев срока действия соглашения, а в случае, если соглашение заключено после 1 января 2026 г., - также при условии, что возможность такого изменения предусмотрена условиями соглашения;


- определение сметной стоимости мероприятий по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессии, в размере, превышающем размер сметной стоимости (стоимости) таких мероприятий, предусмотренный концессионным соглашением на соответствующий год. Применение данного основания допускается не чаще одного раза в течение 12 календарных месяцев;


- увеличение ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на 2 и более процентных пункта по сравнению со ставкой, действовавшей на день заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, или день внесения изменений в него. Применение данного основания допускается не чаще одного раза в течение 12 календарных месяцев;


- вступление в законную силу решения суда, для исполнения которого концессионеру необходимо выполнить мероприятия в отношении объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессии, не относящиеся к основным мероприятиям, либо выполнить мероприятия, относящиеся к основным, в сроки, отличающиеся от установленных условиями такого концессионного соглашения;

- утверждение уполномоченным органом комплексного плана модернизации коммунальной инфраструктуры, сформированного в автоматизированной информационной системе публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и включения в него мероприятий по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объектов теплоснабжения, являющихся объектом концессионного соглашения.

Также изменениями уточнен порядок внесения изменений в инвестиционную программу, связанных с изменениями концессионного соглашения, в случае если регулируемая организация осуществляет деятельность на основании концессионного соглашения и не является единой теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность в ценовых зонах теплоснабжения.

Кроме того, изменениями установлено, что в случае, если фактические расходы регулируемой организации, владеющей объектами теплоснабжения на основании концессионного соглашения, на уплату процентов за пользование займом (кредитом) в связи со снижением ставки рефинансирования уменьшились по сравнению с такими расходами, учтенными в величине нормативной прибыли, предусмотренного концессионным соглашением, то при корректировке необходимой валовой выручки эти расходы учитываются в размере фактических расходов, не превышающих величину, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования на день их возникновения, увеличенной на 4 процентных пункта.