В Госдуме обсудили нормативно-правовое регулирование развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока и Арктики
19 ноября 2025 года под руководством Николая Харитонова Комитет Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики провел парламентские слушания на тему "Совершенствование нормативно-правового регулирования развития топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока и Арктики".
В мероприятии приняли участие Ирина Яровая - заместитель Председателя Государственной Думы, Алексей Чекунков - Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Виталий Алтабаев - заместитель Министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Пётр Конюшенко - заместитель министра энергетики Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, сенаторы, представители федеральных министерств и ведомств, руководство исполнительных и законодательных органов власти дальневосточных и арктических регионов, представители экспертного сообщества, студенты вузов.
Открывая заседание, Николай Харитонов отметил, что Дальний Восток и Арктика - наши стратегические территории опережающего социально-экономического развития России. Реализация масштабных инвестиционных проектов в регионе требует надежной, устойчивой и опережающей энергобазы, а вопросы модернизации инфраструктуры, расширения генерирующих мощностей и совершенствования тарифообразования приобретают особую актуальность.
Председатель Комитета подчеркнул, что за последние годы в развитие Дальнего Востока и Арктики вложено около 6 трлн рублей, приняты 90 федеральных законов и более 500 подзаконных актов, внедрён особый набор экономических механизмов. Однако значительный износ энергетической инфраструктуры, кадровый дефицит, высокая стоимость строительства новых объектов и необходимость энергоснабжения изолированных территорий продолжают сдерживать развитие регионов.
По оценкам экспертов, при сохранении текущих темпов ввода мощностей дефицит электрогенерации на Дальнем Востоке к 2030 году может превысить 3 ГВт. В этой связи участники подчеркнули необходимость ускорения строительства новых генерирующих мощностей, а также совершенствования действующих инвестиционных и тарифных механизмов.
Также Николай Харитонов подчеркнул, что вопросы тарифообразования в регионах Дальнего Востока и Арктики требуют особого внимания и не могут решаться в пожарном режиме. Необходима долгосрочная, стратегическая и межведомственная работа, учитывающая специфику дальневосточных и арктических регионов.
"Развитие энергетики предопределяет возможность жизнеобеспечения Арктики и Дальнего Востока. Именно поэтому Президентом в особые поручения на ВЭФ были выведены задачи, связанные с развитием энергетики", - отметила заместитель Председателя ГД Ирина Яровая в своем выступлении.
Она напомнила, что в соответствии с поручением Президента Правительству необходимо до 1 сентября 2026 года разработать стратегию развития Дальневосточного федерального округа на период до 2036 года. "Предлагаю предусмотреть в этой стратегии самостоятельный раздел по вопросам развития ТЭК на Дальнем Востоке. Такие специальные разделы по развитию ТЭК на территориях Дальнего Востока и Арктики предлагаю включить в план мероприятий по реализации Энергетической стратегии страны. Тогда у нас будут соединяться стратегические документы, и будет понятно, что задача, поставленная Президентом, - это задача для профильных министерств в первую очередь", - предложила Ирина Яровая.
Один из важнейших вопросов, по словам заместителя Председателя ГД, - формирование тарифов, поскольку "это предопределяет возможность развития бизнеса и платежеспособность населения".
"Предлагаю Министерству энергетики выйти на слаженную корректировку тарифной политики в понимании общей логики развития Дальнего Востока. Для того чтобы инвесторы, которые приходят на Дальний Восток, наша молодежь, которую мы хотим, чтобы оставалась на Дальнем Востоке и занималась предпринимательством, должны иметь горизонт планирования по тарифной политике", - подчеркнула заместитель Председателя ГД.
Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков заявил, что к 2030 году дефицит энергомощностей на Дальнем Востоке составит не менее 3 гигаватт, первая нехватка появляется уже в 2026 году. Министр отметил, что в ряде субъектов уже сегодня состояние энергосистемы сдерживает приток инвестиций в строительство новых предприятий.
Алексей Чекунков сообщил о подготовке Минвостокразвитием совместно с Минэнерго РФ проекта программы по развитию электроэнергетики Дальнего Востока до 2050 года. Одним из пунктов этой программы является создание условий для строительства крупными промышленными потребителями собственных объектов генерации, заявил г-н Чекунков.
"У нас гигантские компании, которые предъявляют спрос на электроэнергию. Инвестиции в их проекты во всех случаях составляют сотни миллиардов рублей. Если им создать правильные условия, они могут и эффективнее построить новую генерацию, и сами же обеспечить на неё спрос, а излишек отдавать в свои регионы. Такие заинтересованные инвесторы у нас уже есть. Это "Русская медная компания", "Эльга", "Алроса" и другие", - заявил министр.
Минвостокразвития вместе с Минэнерго и "Системным оператором" будет стимулировать таких крупных потребителей становиться и производителями, добавил он. Его поддержал участвовавший в слушаниях замминистра энергетики Пётр Конюшенко.
"Сейчас проводим работу и с "(Русской - ред.) медной компанией", которая готова рассмотреть возможность строительства более 1 ГВт мощностей на территории Хабаровского края, и с "Алросой", и с другими инвесторами", - отметил он.
Среди других мер, вошедших в проект программы, Алексей Чекунков перечислил мероприятия по повышению эффективности использования текущих мощностей и по перспективному развитию электроэнергетики региона после 2030 года, создание механизма целевого финансирования объектов генерации, а также продление дальневосточной надбавки до 2035 года с условием направления не менее 50% средств на финансирование энергетической инфраструктуры.
Разработанный законопроект о продлении "дальневосточной надбавки" позволит снизить розничные цены на электроэнергию для потребителей в регионах Дальнего Востока, где стоимость электроэнергии выше базовой. Алексей Чекунков рассказал, что часть средств будет направлена на создание новых объектов. "Это самый очевидный источник, если какой-то формат перекрестного субсидирования происходит, безусловно, должен быть направлен на создание новых объектов. В первую очередь здесь нужно обратить внимание на изолированные энергосистемы и локальные энергорайоны", - пояснил Министр.
В презентации главы Минвостокразвития отмечается, что предлагается зафиксировать размер дальневосточной надбавки на уровне 2025 года (30,4 млрд рублей) с условием направления не менее 50% средств на финансирование проектов развития энергетической инфраструктуры в изолированных энергосистемах и локальных энергорайонах, а также выделить средства на льготное финансирование (беспроцентную рассрочку) проектов.
Министерство энергетики РФ поддерживает механизм авансирования строительства энергообъектов и изучает нормативно-правовую базу для его применения, сообщил заместитель Министра Петр Конюшенко. "Это действительно позволит снизить нагрузку и дополнительно создать стимул инвесторам заходить на реализацию энергетических проектов. По схеме, допустим, порядка 30% аванса мы сейчас рассматриваем и нормативно-правовую базу совместно с ФОИВами отрабатываем", - подчеркнул он.
По словам Петра Конюшенко, в целом в энергетику Дальнего Востока необходимо привлечь инвестиции в размере 4,5 триллиона рублей в генерацию и более 1 триллиона рублей в электросетевое хозяйство.
По итогам проведенного заседания участники поддержали проект рекомендаций, которые будут доработаны с учетом поступивших замечаний и предложений и направлены в Правительство Российской Федерации.
По материалам:
http://komitet-rdva.duma.gov.ru/novosti/4efc1ed0-6ba4-452d-8a17-e02ed34aed98, http://duma.gov.ru/news/62491/, https://peretok.ru/news/strategy/29660/