В Госдуме обсудили развитие распределённой генерации на удалённых и труднодоступных территориях
В Комитете по энергетике Государственной Думы РФ в онлайн-формате прошел "круглый стол" на тему "Законодательное обеспечение развития распределенной генерации для удаленных и труднодоступных территорий Крайнего Севера и Дальнего Востока".
Участники "круглого стола" отметили важность и актуальность рассматриваемой тематики в эпоху мирового энергоперехода и децентрализации. Изолированные и труднодоступные территории нашей страны играют определяющую роль для экономики государства, поскольку их прямой вклад в формирование валового внутреннего продукта составляет около 15-16%, а косвенный, с учетом доходов от транспорта ресурсов, строительства производственных объектов, финансовых и страховых услуг, оказываемых добывающим компаниям, и торговых надбавок, составляет порядка 25-30%. Вклад в формирование доходов бюджетной системы превышает половину, а их доля в формирование экспортных поступлений близка к 70%.
Стратегическая значимость таких территорий очевидна, однако ввиду того, что изолированные энергосистемы не могут рассчитывать на получение дешевой электроэнергии извне, они вынуждены соблюдать основной принцип электроэнергетики - принцип баланса производства и потребления в рамках своих территорий. Возможности развития распределенной генерации с целью изменения ситуации как раз и стали предметом состоявшейся с органами исполнительной власти, регионами и экспертным сообществом дискуссии.
Одним из ключевых событий мероприятия стало обсуждение "дорожной карты" по реализации Концепции привлечения частных инвестиций в развитие распределенной генерации, в том числе на основе ВИЭ, в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики, разработанной единым институтом развития - Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ).
Открывая заседание, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Сергей Есяков отметил необходимость системного внимания со стороны государства к вопросам функционирования и развития распределенной генерации в удаленных и изолированных районах.
"Значительная часть территории нашей страны, в первую очередь, Дальний Восток и Арктика, не обеспечена централизованной электроэнергетической и газовой инфраструктурой, что обуславливает необходимость локального энергоснабжения потребителей на основе дизельных, мазутных и угольных источников энергии с "северным завозом" топлива. Постоянный рост затрат на закупку и доставку традиционных видов топлива, низкая эффективность его использования при производстве электрической и тепловой энергии, а также высокий уровень вредных выбросов в атмосферу приводят к увеличению совокупных государственных расходов и тормозят социально-экономическое развитие всей страны. Предложенная Корпорацией "дорожная карта" по привлечению частных инвестиций в эту сферу отличается системным подходом и предполагает разработку рациональных мер государственной поддержки, а потому, безусловно, будет способствовать развитию распределенной энергетики на столь значимых для нашей страны территориях", - подчеркнул Сергей Есяков.
В своем выступлении управляющий директор КРДВ Василий Потёмкин рассказал, что работа над "дорожной картой" велась в тесном взаимодействии со всем отраслевым сообществом.
"Одна из основных задач нашей Корпорации - привлечение инвесторов для реализации проектов на территории Дальнего Востока и Арктики. Отрасль энергетики является государствообразующей, характерна сильным отраслевым регулированием и невысокой инвестиционной привлекательностью. Но устойчивое развитие макрорегиона невозможно без обеспечения гарантированного, экономически и экологически эффективного энергоснабжения потребителей вдали от централизованной энергетической инфраструктуры. И здесь рационально и вполне реально привлекать частных инвесторов для реализации проектов развития распределенной генерации. Мы активно взаимодействуем с ними и видим интерес, при этом понимаем сложную экономику проектов и действующие административные барьеры. Поэтому наша основная задача заключается в создании равных условий и механизмов государственной поддержки частных инвесторов для участия в инвестиционных проектах на конкурентной основе", - заявил Василий Потёмкин.
По мнению руководителя направления по энергетике и ЖКЖ КРДВ Максима Губанова, разработка мер государственной поддержки инвесторов в распределенную генерацию в удаленных и изолированных районах была невозможна без глубокого погружения в особенности функционирования и перспективного развития всей энергетической отрасли.
"Мы провели глубокий научный анализ этапов развития электроэнергетики в России, особенностей перспективного планирования и привлечения частных инвестиций в отрасль, а также энергетического хозяйства на территории Дальнего Востока и Арктики. По нашему мнению, для гарантированного и эффективного энергообеспечения потребителей в зоне децентрализованного электроснабжения действующую систему управления развитием электроэнергетики следует дополнить механизмами привлечения частных инвестиций.
Рыночные механизмы привлечения инвестиций в объекты генерации, действующие в рамках Единой энергосистемы России, не могут быть распространены на объекты локальной энергетики в силу особенностей регулирования отрасли и близости к конечному потребителю. Здесь необходимо выделение муниципального уровня планирования и индивидуальный подход к реализации каждого проекта, учитывающий комплекс взаимосвязанных вопросов по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению, энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
"Наша "дорожная карта" предполагает создание целой системы привлечения частных инвестиций в развитие муниципального энергетического хозяйства, реализация которой обеспечит повышение энергетической эффективности экономики всей страны", - дополнил Максим Губанов.
Работа по дальнейшей реализации "дорожной карты" ведется совместно с ФАНУ "Востокгосплан".
"Сегодня мы обсудили "дорожную карту" на самой авторитетной площадке по законодательному обеспечению развития энергетики и получили положительные отзывы со стороны участников мероприятия. Для нас это является очередным подтверждением правильности выбранного нами пути по привлечению частных инвестиций в развитие распределенной генерации на Дальнем Востоке и в Арктике и стимулом для дальнейшей реализации наших предложений. Мы продолжаем совместно с КРДВ и Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики обсуждение механизмов реализации "дорожной карты" и надеемся на её утверждение Правительством Российской Федерации в ближайшее время", - резюмировал директор института Михаил Кузнецов.
Для привлечения инвестиций в энергетику изолированных и труднодоступных регионов и для повышения её эффективности в настоящее время работают несколько механизмов, в том числе конкурсный отбор проектов ВИЭ на розничных рынках, энергосервисные контракты и концессионные соглашения, рассказал директор Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Андрей Максимов.
"Мы сейчас реализуем подзаконные акты, принята "дорожная карта" по возможности заключения концессий. Регионам, где, например, не крупная компания, а муниципалитеты являются собственниками генерирующего оборудования, концессии дают возможность и вступать в энергосервис, и проводить отборы проектов", - сказал Андрей Максимов.
Он напомнил, что в отношении объектов возобновляемой энергетики проводится конкурсный отбор проектов на право получения мер поддержки на розничных рынках. В прошлом году отбор был оптимизирован и усовершенствован - теперь проводится технологически нейтральный конкурс, где могут конкурировать разные виды генерации, например, солнечные и ветровые электростанции.
"Часть регионов уже начали проводить такие отборы. Мы ждём, что по итогам отбора этого года будет понятно, есть ли интерес и востребована ли такая система", - пояснил директор Департамента.
По его словам, Минэнерго совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ проведены сбор и систематизация информации об объектах генерации в регионах с изолированными и труднодоступными территориями.
"В труднодоступных районах в среднем тарифы на электроэнергию составляют порядка 50 руб./кВт•ч, а в отдельных поселениях, как указывали коллеги из РусГидро, могут достигать и 2000 руб./кВт•ч. Конечно же, потребители не оплачивают их полностью, потому что имеются различные механизмы субсидирования, в том числе с оптового рынка. Так, в 2020 году только на субсидирование тарифов изолированных территорий Дальнего Востока из различных источников потрачено 114 млрд рублей, а всего с ОРЭМ за пять лет существования Дальневосточной надбавки - 180 млрд рублей", - сказал начальник Управления аудита и технологической экспертизы Ассоциации "НП Совет рынка" Сергей Анфимов.
В связи с этим, по словам Сергея Анфимова, одной из главных целей модернизации энергетики на изолированных и труднодоступных территориях должен быть экономический эффект в виде снижения объёма субсидирования тарифов, а не только техническое обновление станций.
Начальник Управления аудита и технологической экспертизы Ассоциации подчеркнул, что и модернизация существующих, и строительство новых генерирующих объектов, и сокращение объемов дизельной генерации на изолированных и труднодоступных территориях - все это должно повышать экономическую эффективность генерации и снижать объемы субсидий. Однако Сергей Анфимов добавил, что текущие механизмы привлечения инвесторов в модернизацию на указанных территориях предусматривают окупаемость мероприятий по модернизации за счет сохранения экономии за инвестором на весь срок окупаемости, но не гарантируют снижения затрат после истечения срока возврата инвестиций. И это не приводит к снижению объема субсидирования тарифов.
В Ассоциации считают, что максимально подходящим для модернизации энергетики на изолированных и труднодоступных территориях является механизм проведения технологически нейтральных отборов по критерию минимизации стоимости производства электроэнергии и фиксации тарифа на долгосрочный период победителю такого отбора.
"На изолированных территориях мы предлагаем всё-таки проводить конкурс по критерию минимизации одноставочной цены. При этом речь не идет о том, чтобы снижать цену сразу в 2-3 раза по итогам конкурсных отборов. Хорошо, если будет 10-15% снижения. Даже если хотя бы не будет инфляционного роста, то это уже приведет к снижению объёма субсидий и той самой эффективности, в том числе для бюджетной системы Российской Федерации", - отметил Сергей Анфимов.
Участники отметили необходимость системного внимания со стороны государства к вопросам функционирования и развития распределенной генерации в удаленных и изолированных районах. Распределенная энергетика в этой части России - достаточно многофакторна и разнообразна от региона к региону. Центральное энергоснабжение, ВИЭ, СПГ, мирный атом, СУГ, разные виды местного топлива - это все те решения, доступные сегодня, которые должны быть задействованы комплексно, исходя из целесообразности и экономической рентабельности в каждой конкретной точке.
По итогу заседания Комитет подготовит итоговый документ с конкретными предложениями.
По материалам:
minenergo.gov.ru
komitet2-13.km.duma.gov.ru
vostokgosplan.ru
http://www.np-sr.ru