Заказчик в рамках 223-ФЗ вправе удержать обеспечение заявки в качестве меры ответственности за нарушение обязательств по ведению переговоров

     Данная позиция изложена в п.12 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 16.05.2018.
     
     Заказчик в документации о закупке предусмотрел требование обеспечения заявки, а также свое право удержать данное обеспечение в случае сообщения участником заведомо ложных сведений или намеренного искажения информации. Один из участников закупки предоставил недостоверные сведения о среднесписочной численности работников, что послужило основанием для удержания заказчиком обеспечения заявки.
     
     Участник закупки посчитал, что денежные средства удержаны заказчиком необоснованно и обратился в арбитражный суд, который также не нашел оснований для удержания обеспечения заявки, поскольку отсутствовало соответствующее соглашение между заказчиком и участником.
     
     Однако суды апелляционной и кассационной инстанций факт подачи заявки на участие в закупке и, соответственно, принятие условий ее проведения квалифицировали как заключение участником и заказчиком соглашения о ведении переговоров (п.5 ст.434.1 Гражданского кодекса РФ). При этом сторона, которая ведет или прерывает переговоры недобросовестно, обязана возместить другой стороне причиненные убытки, то есть расходы, понесенные в связи с ведением переговоров, а также в связи с утратой возможности заключить договор с третьим лицом (п.3 ст.434.1 Гражданского кодекса РФ).
     
     Таким образом, удержание обеспечения заявки участника, который предоставил недостоверные сведения, было признано правомерным. Одновременно суды отметили, что такое удержание должно иметь компенсационный характер и быть соразмерным последствиям нарушения. Иными словами, заказчик вправе удержать из обеспечения заявки только ту часть денежных средств, которая необходима для возмещения причиненных ему убытков.