Законопроект об оптимизации тарифов страховых взносов прошел первое чтение
Проект федерального закона N 127004-8 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" 08.06.2022 принят Государственной Думой в первом чтении.
Как сказано в пояснительной записке, целью законопроекта является создание универсальной системы нормативного правового регулирования правил исчисления и уплаты страховых взносов, предусматривающих установление единого круга застрахованных лиц и единой предельной и облагаемой базы во все государственные внебюджетные фонды. Также положения НК РФ приводятся в соответствие с проектом федерального закона "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации".
Оптимизация тарифов страховых взносов предусматривает:
- сохранение для основной категории плательщиков страховых взносов совокупного тарифа в размере 30,0% в пределах базы и 15,1% сверх базы (в настоящее время тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22,0% в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования и 10,0% свыше указанной предельной величины базы; тариф страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы по данному виду страхования - 2,9%; тариф страховых взносов на обязательное медицинское страхование со всего фонда оплаты труда - 5,1%);
- установление единой предельной и облагаемой базы для исчисления страховых взносов, а также тарифа сверх установленного предела во все государственные внебюджетные фонды;
- объединение всех льготных категорий плательщиков страховых взносов в три группы:
Категории плательщиков страховых взносов |
Тариф страховых взносов |
|
|
1 группа |
|
|
|
Плательщики - субъекты МСП |
15,0% с выплат, превышающих МРОТ |
|
|
2 группа |
|
|
|
Резиденты ТОСЭР |
7,6% |
Резиденты свободного порта Владивосток |
(на бессрочный период) |
Резиденты Особой экономической зоны в Калининградской области |
|
Участники СЭЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя |
|
ИТ-организации |
|
Российские организации, осуществляющие деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции |
|
Организации, зарегистрированные на территории Курильских островов |
|
Российские организации, осуществляющие производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции |
|
Социально ориентированные некоммерческие организации |
7,6% |
Благотворительные организации |
(в течение 2023-2024 годов) |
|
|
3 группа |
|
|
|
Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов |
0,0% |
В целях унификации базы для исчисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды законопроектом предусмотрено включение в базу для исчисления страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования:
- выплат в пользу лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера (в настоящее время не облагаемых страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством);
- выплат в пользу постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан, являющихся высококвалифицированными специалистами, а также временно пребывающих в Российской Федерации иностранных граждан (за исключением высококвалифицированных специалистов) (в настоящее время не облагаемых страховыми взносами на обязательное медицинское страхование);
- выплат в пользу студентов за деятельность, осуществляемую в студенческих отрядах (включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой) по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам (в настоящее время не облагаемых страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование).
Соответствующие изменения, предусматривающие расширение круга застрахованных лиц, учтены в проекте федерального закона N 126990-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым вносятся изменения в федеральные законы о конкретных видах обязательного социального страхования.
Предлагаемый подход предусматривает распределение сумм страховых взносов Федеральным казначейством по видам обязательного социального страхования в единой пропорции, применяемой ко всем плательщикам, включая льготные категории:
- на обязательное пенсионное страхование - 72,8%,
- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 8,9%,
- на обязательное медицинское страхование - 18,3%.
Учитывая, что прокуроры, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, судьи федеральных судов, мировые судьи не являются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию, для плательщиков, производящих выплаты в пользу указанных лиц, начиная с 2023 года устанавливается отдельный порядок исчисления и уплаты страховых взносов, предусматривающий уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по тарифу 2,9% и на обязательное медицинское страхование по тарифу 5,1%.
Кроме того, для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, законопроектом предусмотрена уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере 45842 рубля за расчетный период 2023 года в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей.
В случае, если величина дохода таких плательщиков за расчетный период превышает 300000 рублей, дополнительно к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, уплачиваемым ими в установленном совокупном фиксированном размере, так же как и в соответствии с действующим законодательством, предусматривается уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период, не может быть более 257061 рубля за расчетный период 2023 года.
В целом нагрузка на плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, остается неизменной по сравнению с действующим законодательством, при этом минимальное количество платежных поручений сокращается с трех до двух (с дохода, не превышающего за расчетный период 300000 рублей, - единое платежное поручение на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование в совокупном фиксированном размере, а с дохода, превышающего 300000 рублей, - платежное поручение на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование).
Введение единого тарифа страховых взносов позволит сократить количество показателей в отчетности по страховым взносам и количество платежных документов, что будет способствовать минимизации административной нагрузки на бизнес.
Кроме того, реализация законопроекта позволит одновременно решить следующие задачи:
- сокращение количества моделей уплаты страховых взносов;
- увеличение размеров пособий, выплачиваемых за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности и в связи с материнством граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера и авторским договорам;
- упрощение порядка исчисления и уплаты страховых взносов и, как следствие, сокращение объема финансовых санкций, применяемых к плательщикам страховых взносов за нарушение этого порядка.
Реализация предлагаемого подхода повлечет увеличение нагрузки на отдельных плательщиков страховых взносов в следующих отраслях с высокой долей высокооплачиваемых работников (за счет установления единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов во все государственные внебюджетные фонды): рыболовство и рыбоводство, добыча полезных ископаемых, научные исследования и разработки, финансовая и страховая деятельность.
Вместе с тем с учетом неизменности тарифов страховых взносов у таких плательщиков страховых взносов появится возможность формирования бизнес-планов на долгосрочную перспективу, а также сокращения административных расходов, связанных с уплатой страховых взносов.
Одновременно законопроектом предусматривается ежемесячное предоставление работодателями в уполномоченный орган данных персонифицированного учета по заработной плате застрахованных лиц.
В связи с этим положениями законопроекта предлагается указанными уполномоченными органами определить налоговые органы, в которые плательщики страховых взносов будут ежемесячно представлять упомянутые персонифицированные сведения о физических лицах, включающие персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу, в целях оперативного использования таких данных при предоставлении мер социальной поддержки нуждающимся лицам, для отнесения граждан к категории работающих/неработающих. При этом в проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность для страхователей представлять в ПФР сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М исключается.
Изменение периодичности представления сведений о заработке, учитываемых в индивидуальном (персонифицированном) учете, обусловлено прежде всего необходимостью оперативного использования указанных сведений для определения уровня дохода граждан, которым меры социальной поддержки назначаются в зависимости от нуждаемости (ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (находящимся в трудной материальной ситуации) и ежемесячное пособие для одиноких родителей детей от 8 до 17 лет, установленные в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"; ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до 3 лет, установленная Федеральным законом от 28.12.2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"; ежемесячная выплата для семей с детьми от 3 до 7 лет, установленная Указом Президента Российской Федерации от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей").
На основании полученных сведений о заработной плате предполагается определять право на назначение указанных мер социальной поддержки и их размер, а также пособия по безработице, пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком работающим гражданам.
Также Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 25.02.2022 N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения"", предусматривающие установление с 1 января 2023 года для организаций и индивидуальных предпринимателей в период применения специального налогового режима единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 0,0 процента.