Заседание Секции по законодательному регулированию распределенной энергетики и возобновляемых источников энергии Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по энергетике

25 января 2022

     Под руководством Первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Валерия Селезнёва состоялось заседание Экспертной секции "Законодательное регулирование распределенной энергетики и возобновляемых источников энергии". Участники встречи обсудили тему модернизации микрогенерации в удаленных и изолированных районах ДФО. В мероприятии приняло участие более 70 отраслевых экспертов со стороны органов власти, энергетических компаний и профильных ассоциаций. Ключевым вопросом обсуждения стали концепция и "дорожная карта" по привлечению частных инвестиций в развитие распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии, в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики.
     
     Валерий Селезнёв отметил необходимость особого внимания со стороны федеральных органов власти к теме развития распределенной генерации на территории Дальнего Востока и Арктики, которые обладают огромным ресурсным потенциалом в сфере возобновляемой энергетики и при этом остро нуждаются в технологическом обновлении и развитии локальной энергетической инфраструктуры.
     
     По его мнению, в Российской Федерации активно развивается отрасль возобновляемой энергетики на территории ценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности. Компании-инвесторы на конкурентной основе обеспечивают снижение себестоимости производства электроэнергии и создают современные электростанции на основе использования солнца, ветра и малой гидроэнергетики, обеспечивая условия для низкоуглеродного развития всей экономики страны. Вместе с тем, вновь созданные на основе системной государственной поддержки вертикально-интегрированные холдинги в сфере возобновляемой энергетики не видят значительного интереса и не принимают активного участия в реализации проектов ВИЭ на территории Дальнего Востока и Арктики, на которую не распространяется механизм ДПМ ВИЭ.
     
     "Энергетическая система макрорегиона имеет свои уникальные особенности, к которым относится отсутствие централизованной электросетевой инфраструктуры на большей части территории и наличие более тысячи объектов локальной энергетики на основе использования традиционных видов топлива, таких как дизель, уголь и мазут. Модернизация этих источников энергии с внедрением современных технологий, в первую очередь ВИЭ, имеет колоссальный инвестиционный потенциал, при этом для его раскрытия необходимы особые механизмы государственной поддержки, отличные от действующих в рамках оптового и розничного рынка электроэнергии и мощности ЕЭС России и территориально-изолированных энергетических систем. Мы внимательно следим за работой Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики в этом направлении, считаем её обоснованной и системной и со стороны законодательного органа власти готовы оказывать ей всестороннюю поддержку, чтобы обеспечить каждого жителя удаленных и изолированных районов нашей страны надёжным, доступным и экологически благоприятным энергоснабжением", - отметил Валерий Селезнёв.
     
     Основные положения концепции и "дорожной карты" по привлечению частных инвестиций в развитие распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики, в ходе своего выступления осветил руководитель направления по энергетике и ЖКХ Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, член Экспертного совета при комитете Государственной Думы РФ по энергетике Максим Губанов.
     

     Он рассказал, что ключевым направлением развития распределенной генерации в макрорегионе является обеспечение гарантированного энергоснабжения существующих населенных пунктов, и новых предприятий горнодобывающей промышленности, которые на перспективу до 10 лет не планируется присоединить к централизованной энергетической инфраструктуре. В првом случае целесообразно рассматривать объекты локального электроснабжения в качестве объектов жилищно-коммунального хозяйства и привлекать инвесторов на основе договора купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов, которые включают в себя условия энергосервисного договора (интегрированного энергетического контракта). Во втором - рационально использование двустороннего договора купли-продажи электрической энергии (мощности) на территориях, технологически не связанных с ЕЭС России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами. Оба указанных инструмента возврата инвестиций предусмотрены федеральным законодательством, однако до настоящего времени не получили широкого использования в силу отсутствия механизмов государственной поддержки, которые целесообразно реализовать на базе действующего отраслевого института развития ГК "Фонд содействия реформированию ЖКХ" и макрорегионального в лице КРДВ.
     
     "На наш взгляд, для развития распределенной генерации в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики, а также других территорий в зоне децентрализованного электроснабжения, необходимо системное внимание отраслевых органов власти к этому вопросу на этапе разработки программ перспективного планирования электроэнергетики, схем теплоснабжения и программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Это станет основой для разработки эффективных технических решений, обеспечения гарантий реализации инвестиционных проектов, обоснованного тарифного регулирования и максимального использования потенциала распределенной генерации в качестве рационального инструмента электрификации неосвоенных территорий в условиях оптимизации инвестиционных программ электросетевых компаний", - отметил Максим Губанов.
     
     По словам ESG-эксперта, управляющего директора КРДВ, члена Экспертного совета при комитете Государственной Думы РФ по энергетике Василия Потёмкина, основной целью проведенной работы было создание понятных и прозрачных условий для участия частного бизнеса в проектах распределенной генерации в удаленных и изолированных районах Дальнего Востока и Арктики. Спикер считает, что экономическая эффективность и высокие риски реализации макрорегионов не позволяют раскрыть инвестиционный потенциал отрасли, а также обеспечить промышленных потребителей и население гарантированным, доступным и экологически благоприятным источником локального энергоснабжения, что особенно актуально в условиях глобальной климатической повестки.
     

     "Мы начинали свою деятельность с постоянного общения с компаниями-инвесторами, заинтересованными в реализации проектов энергетики на территории макрорегиона, рассматривали огромное количество технико-экономических обоснований и финансовых моделей, участвовали в совещаниях с федеральными и региональными органами власти, внимательно изучали нормативную правовую базу и мнения компаний-инвесторов по его совершенствованию, проводили "круглые столы" с приглашением всех заинтересованных представителей бизнеса, власти и научного сообщества. Именно на основании этой глубокой и системной работы мы смогли сформировать предложения по созданию особых, научно-обоснованных механизмов государственной поддержки отрасли распределенной генерации, одобренных как участниками этого рынка, так и отраслевыми регуляторами. При этом мы прекрасно понимаем, что реализация подобных масштабных инициатив затрагивает деятельность сразу нескольких профильных ведомств и требует продвижения на самом высоком уровне государственного управления. Мы искренне благодарны Депутату Государственной Думы ФС РФ Валерию Сергеевичу Селезнёву за оказанную поддержку нашей инициативы и готовы к дальнейшему активному сотрудничеству для её согласования в органах власти", - резюмировал Василий Потёмкин.
     
     
     Источник:
     minvr.gov.ru